Блеск, величие и нищета Индии

Общество
Нередко представления о стране, где ты еще не был, складываются по прочитанным книгам или увиденным фильмам. Но гораздо более достоверными оказываются впечатления людей, которые изучили эту страну вдоль и поперек.

Индия меня долго не принимала. Все поездки мистическим образом срывались. Но стоило познакомиться с Шумитом (Шумит Датта Гупта — третий муж Марии Арбатовой, финансовый аналитик, выпускник РУДН, 30 лет живет в России. — «ВМ»), как меня пригласили на первую конференцию русских писателей в Индии.

А тетя Шумита в свое время приехала в Россию, на филфаке выучила русский язык и основала Всеиндийскую ассоциацию русского языка. И когда я приехала, мне сказали: «Вы так похожи на одну нашу национальную героиню!» Я: «Ребята, между прочим, мой бойфренд — Шумит Датта Гупта!» И передо мной открывались все двери. После той поездки я написала книгу «Дегустация Индии», которую турагентства даже продавали вместе с путевкой в Индию.

НЕ БОЛЛИВУДОМ ЕДИНЫМ

В Индии есть великое кино, великие режиссеры — например, Сатьяджит Рей, оказавший колоссальное влияние на Феллини. И конечно, высоколобые индусы очень расстраиваются, когда им говорят: «Мы любим ваше индийское кино», имея в виду, естественно, Болливуд. Голливуд как бы «обыдлячивает» человека, потому что его продукция рассчитана на «среднеарифметического» зрителя, который говорит на разных языках, приехал из разных стран, живет разным укладом, и ему надо показать какого-нибудь «человека-паука», который всем понятен. Вот и Болливуд — про то же.

22 ЯЗЫКА НА ВСЕХ

Сегодня Индия очень мощно развивается. Например, муж прилетает последний раз оттуда и говорит: «Новый аэропорт построили в Дели». Я спрашиваю: «Зачем? Старый был хороший». Там обезьяны бегали, печенье выпрашивали... Шумит — мне: «Ты не понимаешь. Представь «Домодедово», самый большой в России аэропорт, и умножь его на пять». — «Это невозможно. Как же они по нему передвигаются?» — «А там специальные проводники, специальные машины, которые ездят по территории».

То есть как у нас в России была когда-то гигантомания, так и у них сейчас. Моя покойная свекровь, которая долго болела, ездила лечиться в Мадрас. Так вот, в той клинике каждый день принимают 150 тысяч человек! Я спрашивала: «Как люди могут найти свой кабинет, толпа же идет?» Муж: «На автостоянке рядом с клиникой ждут волонтеры, огромное количество, с повязками, соответствующими цветам разных отделений. И они берут своих людей, провожают».

Волонтеры — в основном верующие люди, которые помогают пациентам пройти различные анализы, обследования. Если они видят, что человеку это требуется, они и утешат его...

В стране 22 официальных языка. И это серьезная проблема. «Языком документов» считается хинди, но южные штаты его не признают. В результате все говорят по-английски. Но иногда это такой «хинди-инглиш», который вы, как ни старайтесь, не поймете никогда. И поэтому, когда со всей Индии и со всего мира приезжают люди, скажем, в глазную клинику суперкласса, есть там такая, без повязок разноцветных не обойтись… А моя золовка работает в Калькуттском университете, так у них тоже учатся 150 тысяч человек. Это для Индии нормальные цифры.

ОТ ГОЛОДА НИКТО НЕ УМИРАЕТ

Нищета — реальность, но она в Индии странная, потому что никто в стране не умирает от голо да. Там же все растет. А еще в Индии круглый год тепло. Конечно, хорошо бы, чтобы бездомные индусы жили в своих домах. Но тут есть некоторое «но», которое требует разъяснения. Там все нищие — люди, которые приехали из деревни. Они едут в большие города, будто в Голливуд. Вот в Мумбае, бывшем Бомбее, есть знаменитые трущобы, знакомые всему миру по фильму «Миллионер из трущоб» (картина режиссеров Дэнни Бойла и Лавлин Тандан, снята по роману «Вопрос — ответ» индийского писателя Викаса Сварупа. Лауреат восьми премий «Оскар». — «ВМ»). Так вот, их обитатели приехали из деревень и заняли эти земли самозахватом. Сначала поселились в коробках, потом прибили деревяшки, покрыли свои сооружения черепицей — сделали себе город из всего, что украли. Причем этот самострой еще и очень живописный, забавный.

Индусы ведь очень любят всякие коврики, вышивки, блестки… В результате получился такой лабиринт Минотавра, нарядный, переливающийся, фантастический! Можете вообще такое представить в любой другой столице мира — чтобы на пустыре люди соорудили колоссальные трущобы? Потом, когда попытались их оттуда выкинуть… О, там вышла прикольная история! Все жители трущоб нашли работу в городе — в обслуге. И когда их начали пытаться выкидывать, они сказали: все, мы на работу не выходим, зарастете грязью, вам теперь никто ничего не уберет, не сошьет, не посидит с детьми… И быстренько выбрали себе профсоюз трущоб, который заявил: «У нас тут плохо с канализацией, а ну-ка быстро провели! Иначе мы вам сейчас дизентерию организуем...» Город провел канализацию.

ВДОВ БОЛЬШЕ НЕ СЖИГАЮТ

По поводу такой традиции, как сжигание жен с умершими мужьями. На самом деле в Индию это зверство занесли тюрки, у которых склонность к такого рода жестокостям. Вот, например, продвинутые исламисты считают, что в Коране нет требования, чтобы женщина была целиком замотана в тряпку. Есть сура, предписывающая женщине быть скромной в одежде. И все! Но тюрки довели это до края. У них всегда край-

ней, страдающей оказывается женщина. Но в Индии с этим сжиганием вроде бы разобрались. Если и практикуют, то разве что в самых глухих деревнях.

«СОБАЧЬИ» СВАДЬБЫ

В Индии, помимо основных национальностей, есть племенные культуры, в которых существует система символических браков. Для того чтобы уберечь девушку от какой-то очень серьезной проблемы, надо совершить ритуальное действие: выдать ее замуж за собаку, за дерево, за змею. А потом развести — и можешь, ради бога, выходить за своего любимого Раджу.

За которого почему-то нельзя сразу… Индия, как и Африка, держит первое место по смертности в родах. И не потому, что нет врачей. Там медицина, в общем, бесплатная, может, далеко от центра и плохая, но она есть. Умирают при родах в сельских регионах, где девочек выдают замуж несовершеннолетними. Если к такой роженице вызвать врача при осложнениях (а он в такой ситуации обязан позвонить в полицию), сядет вся семья. Поэтому роженицы умирают и дают эту статистику.

ОПАСНЫЕ СВЕКРОВИ

Самая большая тюрьма в Индии — для свекровей. В стране до сих пор колоссальная асимметрия между мужским и женским населением: на 100 мальчиков примерно 85 девочек.

Из-за этого миллион индийских женихов никогда не сможет найти невесту. Это серьезная национальная проблема, связанная с гендерной селекцией. УЗИ показывает, что будет девочка, и они бегут делать аборт: все потому, что ты должен дать за дочку приданое. То есть, если у тебя девочки, значит, ты всю жизнь работаешь на другие семьи. А если сыновья — тебе, наоборот, будет прибыль. Поэтому в Индии совершается огромное количество преступлений, что называется, за приданое. И, как правило, совершают их свекрови. Все случаи смерти или травмирования молодых женщин в первую очередь рассматриваются с этой точки зрения. Пожар на кухне, облилась горячим маслом, упала и что-то сломала — в первую очередь начинают трепать свекровь. Потому что есть такая тема: одну погибшую невестку сожгли, пришла следующая, принесла приданое…

ИНДУСОМ НАДО РОДИТЬСЯ

Немало наших соотечественников перебираются в Индию на ПМЖ. И очень быстро деградируют. Я видела совсем маргинализированных. Потому что найти в Индии работу невозможно. Там своих девать некуда. И года через три такие люди превращаются в… фарш, их головы набиваются жутким мусором! Потому что для того, чтобы жить в Индии как индус, надо быть индусом.

У них, даже у тех, которые сидят всю жизнь на берегу океана или ходят и попрошайничают в оранжевом с белым мазком на лбу, — совершенно другая самоорганизация. Наш разлетится в куски, если поживет такой жизнью. Короче, что индусу хорошо, то русскому смерть.

ТО НЕМНОГОЕ, ЧЕГО СЛЕДУЕТ БОЯТЬСЯ

Все песни о том, что в Индии нельзя есть, дышать, пить, трогать, нюхать, якобы грязно и опасно, — фигня. Например, кричат: в Ганг сбрасывают покойников, нечистоты! Под Гангом — тонны серебра. Оно дезинфицирует все. Поэтому в эти воды человек заходит больной, а выходит здоровый.

Если бы это было опасно, то не жили бы сейчас миллиард триста миллионов индусов.

Фактор риска — солнце. Лучше, чтобы голов а и плечи была покрыты. Прививки перед поездкой в Индию рекомендованы, но лично я не делала. Однако есть одна важная вещь: в Индии по ГОСТу другая вода. Точно так же как в Египте, Турции, Тунисе, Таиланде… Вода нормальная, но она не наша. Поэтому надо избегать некипяченой воды, стаканов, тарелок, которые не высохли. И конечно, не стоит есть термически необработанную еду: салаты, мороженое. Можно попасться. Надо есть только горячее, свежеприготовленное. Других проблем нет. Даже с уличной едой. Мне ее пробовать не доводилось, но я знаю много людей, которые питались прямо с уличных лотков и жаровен, ели что-то экзотическое на пальмовом листе — и вернулись живыми и счастливыми.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Увлечение писателя Марии Арбатовой Индией началось еще в юности. А после первой поездки в страну оно переросло в глубокое чувство. Сегодня Арбатова делится наблюдениями и открытиями, сделанными в этом удивительном месте планеты.

amp-next-page separator