Войлок — это не только валенки. Это стихия и постоянный эксперимент

Общество
Что можно сделать из такого материала, как войлок? Валенки, бурки, шляпки фетровые? А теперь представьте, что из войлока могут получиться настоящие картины. Как именно - узнала корреспондент «ВМ».

В текстиле, в области декоративно-прикладного искусства, создавать что-то новое, это как заново изобретать колесо. Все уже было опробовано. Да и столичную публику дизайном мало удивишь. Но молодая художница Вера Занегина не верит в стереотипы, предпочитая разбивать их одной иголкой. Выпускница Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, перепробовав множество техник и видов обработки ткани, остановилась именно на создании художественного нетканого текстиля, раздвинув рамки общего представления об этом материале. Про себя же она уточняет:

- Войлок для меня - это искусство, к которому каждый раз прикасаешься с волнением, до конца не зная, что получится в итоге, - рассказывает художница по текстилю.

Соединяя различные текстильные материалы, Вера Занегина пробивает их на специальных иглопробивными машинами. Некоторые панно создает у себя дома специальной иголкой.

Иглопробивная техника, как вид искусства, стала совсем недавно развиваться в мире. В России же Вера, пожалуй, одна из немногих представительниц такого войлочного декоративно-прикладного искусства.

На черный синтепон она прикладывает разноцветные кусочки синтетических волокон и ткани и начинает протыкать их специальной тонкой иголкой. Волокна слой за слоем вбиваются в материал. До конкретного рисунка еще далеко. Издали красные, оранжевые, желтые волокна на черном фоне напоминают закат или радугу без четких линий.

Пока Вера комментирует свою технику, иголка, не останавливаясь, и, не замедляя темп, прыгает по ткани. Работа кропотливая, требует особого мастерства и терпения.

И, если при ткачестве, из волокон получается материал, то здесь происходит все наоборот. Ткань, разбиваемая иголкой, распадается, ее ворсинки спутываются между собой, образуя новый рисунок. 

Набивая на полотно кусочки ткани, пряжи, нитей, она создает монументальные полотна, поверхность которых вибрирует и оживает благодаря своему создателю.

- Мне нравится момент спонтанности, стихии, поэтому я чаще делаю абстрактные композиции,  - объясняет художница.

Часто Вера в своих работах обращается к теме природы. Вот ее незаконченная серия “Индийские цветы”. Эти причудливые сказочные растения с длинными стеблями, крупными листьями и размытыми бутонами издалека с трудом можно отличить от акварельных картин. На войлочные совсем не похожи. Сделаны они из синтетических нетканых материалов. 

- Я верю, что этот старейший материал сейчас переживает новое рождение, претерпевая технологические и художественные изменения, - объясняет Вера, продолжая разматывать разноцветный волокно, который лежит у нее на столе.

Молодая художница часто экспериментирует, смешивая войлок с органзой, рыхлой портьерной тканью или нежным кружевом. Не так давно она хотела сделать в технике нетканого текстиля театральный занавес. Обращалась к режиссерам, предлагая свою работу, но энтузиазма от служителей сцены так и не нашла. Может быть еще не пришло ее время... А пока ее картины украшают интерьеры домов, составляют экспозиции выставок по всему миру.

СПРАВКА

Войлочное производство намного моложе ткачества. Если раньше единственный пригодный материал для валяния была шерсть домашней овцы, то сегодняшние технологии нетканого текстиля позволяют работать даже с синтетикой. Возможности развития декоративно прикладного искусства в этой области - безграничны. 

amp-next-page separator