Эмиль Кио: Цирк вечен!
А ведь было время, и не так давно, когда фраза «Ну ты Кио!» звучала чаще и понятнее, чем «Ну ты и Копперфильд!». Да и не было тогда никакого Копперфильда, а великая советская цирковая династия иллюзионистов Кио была. Разговором с представителем династии — народным артистом РСФСР, председателем Союза цирковых деятелей России Эмилем Кио — мы и решили начать цирковую историю «Вечерней Москвы».
- Эмиль Эмильевич, сегодня цирк, кажется, переживает небывалый кризис...
- Хочу успокоить всех чрезмерно впечатлительных: слухи о скорой кончине цирка сильно преувеличены, что бы там пресса ни писала об этом. И это я говорю не из оптимизма, а опираясь на проверенную веками цирковую примету...
- Примету? А вот аналитики говорят, им кажется, что...
- Аналитика — наука серьезная, поэтому, если кажется, надо креститься. А тот факт, что только за последние несколько месяцев в наш союз вступили более 200 (!) молодых артистов — это не просто факт, а тренд, как теперь принято говорить.
- Но цирк сотрясают скандалы, артисты уходят, на руководство жалуются, аж на самый верх...
- Вы имеете в виду Росгосцирк? Ведь так у нас теперь называют самый верх. Так всегда уходили, потом возвращались, и писали на руководство всегда, жаловались... Мы с братом уходили еще из Союзгосцирка, потом я возвращался, и цирк как искусство от этого не страдал.
Это естественные процессы. Вот когда в 90-е из страны безвозвратно «уехали» лучшие номера и аттракционы — это была беда. Но ничего, пережили. Многие вернулись. Вот и Олег Попов наконец приехал, несмотря на все свои обиды и страхи (клоун Олег Попов приехал в Россию из Германни во второй половине 2015 года — впервые за 26 лет; в феврале его ждут с гастролями в Санкт-Петербурге. — «ВМ»).
Сегодня, кстати, многие артисты вспоминают время, когда Союзгосцирком руководил Феодосий Георгиевич Бардиан, как золотую эпоху цирка. И забывают, как писали на него жалобы в ЦК КПСС. А это, я вам скажу, было пострашнее «Фауста» Гете! Так что вся пена, вся суета, все дрязги и склоки пройдут, а цирк останется навсегда.
- А династия Кио останется?
- Да, и не только в истории, но и на манеже. Начал репетировать представитель четвертого поколения династии Кио — Никита.
- Когда ждать премьеры?
- Полагаю, года через два.
- Это и есть та цирковая примета, о которой вы говорили?
- И это тоже. Я верю, что цирк вечен, пока в манеже вместе со своими родителями репетируют или хотя бы просто играют дети. Пока живы цирковые династии. И пока такие газеты, как «Вечерняя Москва», открывают целые рубрики, посвященные цирку. Так что удачи нам всем.
СПРАВКА
Кио — легендарная советская и российская династия иллюзионистов. Основатель династии Эмиль Теодорович (1894–1965) поначалу выступал под псевдонимом Ренард (настоящая фамилия Гиршфельд), потом — Кио. Его дело продолжили сыновья Игорь (1944–2006) и Эмиль (1938).
ДРУГИЕ СЛОВА
Цирковой язык — особенный, в нем много иностранных, чаще немецких слов.
Шпрехшталмейстер — ответственный работник манежа, руководит униформистами, объявляет цирковые номера и часто сам является их участником: например, подыгрывает клоунам. В советском цирке должность шпрехшталмейстера была заменена инспектором арены.
Форганг — занавес, отделяющий арену от входа за кулисы.
В МАСТЕРСТВЕ ВИНОВАТЫ ГЕНЫ И ТИРАНИЯ ЛЮБЯЩЕГО ОТЦА
Бронзовым призером ХIV Международного конкурса циркового искусства во французском Вуароне стал российский жонглер Александр Кулаков. Александр жонглирует кольцами, точнее, совершает с ними некое магическое действо, завораживающее своей гармонией. Когда смотришь его выступление, невольно задаешься вопросом: а нет ли в этом еще и иллюзионного фокуса? А может, руки артиста и кольца соединены невидимыми нитями, не позволяющими этим самым кольцам хаотично рассыпаться по манежу? И если вдруг зрителям случается увидеть тот редчайший случай, когда жонглер роняет кольцо, они наконец понимают: никакого отношения к чудесам происходящее на манеже не имеет, все гораздо прозаичнее — за этим стоит тяжелый труд.
Александр Кулаков жонглирует с шести лет, что рано даже по меркам китайского цирка, ведь жонглирование — один из самых трудоемких жанров. О жонглерах, как и о скрипачах, можно сказать: если ты не репетируешь один день, об этом будешь знать ты сам, если два дня — это увидят профессионалы, на третий день об этом узнает зритель. Понимая это, отец Александра, сам замечательный жонглер, заслуженный артист России Владимир Кулаков, репетировал с сыном до седьмого пота и кровавых мозолей. Иначе в цирке просто нельзя.
Александра Кулакова можно назвать коллекционером призов и наград мировых цирковых фестивалей и конкурсов. В его «коллекции» — самые престижные цирковые призы и награды.
И вот теперь в его копилке еще одна награда, на этот раз бронзовая, престижнейшего циркового конкурса, привезенная из французского Вуарона. Бронза, кстати, легко могла быть золотом: дело в том, что в репертуаре Кулакова два номера — «Вечная любовь» на песню кумира Франции Шарля Азнавура и совершенно новый номер Red and White. Вот с этим новым номером артист и выступил на фестивале. Жюри, готовившееся приветствовать триумф русско-французского дуэта «Кулаков — Азнавур», слегка обиделось...
Есть у Кулакова, кроме цирка, еще одно любимое дело: Александр — филолог и профессиональный переводчик. Он окончил институт между репетициями и созданием новых номеров, но серьезность диплома говорит о том, что и в институте он «не уронил» ни одного предмета, ни одного экзамена и зачета.
По возвращении артиста Александра Кулакова с циркового конкурса из Франции я задал ему несколько вопросов.
- Вы филолог, в совершенстве владеющий двумя...
- Тремя...
- Тремя языками?! Тем более напрашивается вопрос: зачем вам этот адский труд жонглера? Кажется, вы уже доказали и себе, и всему миру, что вы лучший из лучших.
- Понимаете, у меня сложные гены. Мой папа, Владимир Кулаков, профессиональный филолог, журналист и писатель, до сих пор остается цирковым жонглером и этому же учит меня.
- Признайтесь, тиранит?
- А как же! Без этого в цирке нельзя.
НАГРАДЫ
● VI международный фестиваль циркового искусства в Цирке Никулина (2007, Москва) — «Бронзовый слон» и приз за новаторство.
● IX Международный фестиваль в Италии (2007, Латина) — серебряный призер.
● XX Международный фестиваль в Монте-Карло (2007) — серебряный призер и обладатель призов за оригинальность и новаторство.
● XXIX фестиваль циркового искусства в Париже (2008) — золотая медаль.
● II Всемирные Дельфийские игры в Саратове (2008) — золотая медаль.
● II Международный фестиваль-конкурс жонглеров им. Н. Ольховикова (2014, Москва) — Гран-при.
● XIV Международный конкурс во Франции (2015, Вуарон) — бронза.
ОН У НАС ТЕМ ВРЕМЕНЕМ ПЕЧАЛИ ВЫНИМАЛ ТИХОНЬКО ИЗ ДУШИ
Лучший клоун эпохи и мира, как окрестила его западная пресса, больше известный российскому зрителю как Асисяй, — народный артист России Вячеслав Полунин собрал и издал сборник рисованных цирковых плакатов с изображением клоунов России. Собрание уникально тем, что включает в себя плакаты с изображением как всемирно известных клоунов, таких как Карандаш, Олег Попов, Леонид Енгибаров, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, самого Вячеслава Полунина и его «Лицедеев», так и незаслуженно забытых мастеров манежа, чьи имена остались лишь в памяти старших поколений и историков циркового искусства. Плакаты сопровождаются подробными статьями, рассказывающими о творческом пути и биографии изображенных на них артистов. Написал их российский цирковед, доктор искусствоведения, автор многочисленных монографий по клоунаде Сергей Макаров. Малый тираж сборника — всего 1000 экземпляров — еще до выхода в печать сделал его коллекционной редкостью и мечтой специалистов и коллекционеров цирковых раритетов.
* В заголовке использованы строки из посвящения Владимира Высоцкого клоуну Леониду Енгибарову
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Макаров, президент Академии циркового искусства:
- Подобного издания рисованного плаката, посвященного российским клоунам, еще не было. Это память о замечательном прошлом нашей клоунады, которая позволяет верить в ее будущее.
ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ МЕТОД
Известный дрессировщик медведей N привел в балетное училище при Большом театре свою дочь.
— Девочка хорошая, очень музыкальная и артистичная, — сказали педагоги, — но мы не можем ее принять.
— Почему же? — удивился дрессировщик.
— Во-первых, для балета у нее вес великоват, во-вторых, шпагат у нее неполный.
— А если мы уберем вес и сделаем полный шпагат? — спросил дрессировщик.
— Прием в училище заканчивается через две недели. А сбросить вес и довести шпагат до совершенства в столь короткий срок невозможно, — ответили педагоги.
Через две недели дрессировщик вновь привел свою дочь в училище. Ее вес соответствовал требуемым балетным нормам, а шпагат их даже превосходил.
— Как вам удалось достичь результатов за такое короткое время? — удивились педагоги, повидавшие на своем веку много чудес. — Этого нельзя было сделать даже по самым современным методикам балета...
— Дореволюционным методом, — скромно ответил дрессировщик.
А дочь дрессировщика отказалась поступать в училище и продолжила цирковую династию, став замечательной артисткой: ее шпагат восхищал зрителей всего мира.
НОВОСТИ
Тула снова с цирком!
После реконструкции, которая продолжалась полтора года, открылся Тульский цирк. От старого здания остались только стены: полностью отремонтированы манеж, фасад и фойе. Заменены коммуникации и вентиляционная система, сиденья в зале стали больше и удобнее. Первый ряд сделан сьемным, чтобы можно было размещать зрителей на инвалидных колясках. Раньше им приходилось ютиться в проходах. Сохранена историческая подьемная лестница цирка, позволяющая демонстрировать в Тульском цирке яркие карнавализированные шоу.
■
Цирк на линии фронта
Впервые за полтора года состоялось представление в Луганском цирке, который был сильно разрушен после попадания артиллерийского снаряда. Цирк открыл народный артист СССР Иосиф Кобзон. В представлении, которое увидели зрители, приняли участие артисты цирка России и цирковых самодеятельных студий Луганcкой области.
■
Возвращение на арену
Дрессировщик хищников Виталий Смолянец, лишившийся в автокатастрофе обеих ног, вновь вышел на манеж на представлении в Ростовском цирке. Публика стоя приветствовала настоящего героя наших дней.