Он ушел мечтать
В декабре минувшего года новостные ленты принесли сообщение о кончине постановщика массовых мероприятий, известного циркового режиссера Вилена Васильевича Головко.
Вилен Головко — это художник и личность, о которой легко написать большую увлекательную книгу и очень сложно газетную статью.
И это не только потому, что почти 60 лет (!) его творческой жизни насыщены количеством событий такого масштаба, что хватило бы на добрую дюжину богатых и красивых биографий.
В это сложно поверить, но Головко, ставший при жизни легендой цирка, о цирке никогда не мечтал. Он увидел цирк, когда ему исполнилось 23 года.
Молодой лейтенант-артиллерист Вилен Головко, прошедший Киевское суворовское военное, а затем и артиллерийское училища, мечтал в гарнизоне на далеких северных островах о кино. Воспользовавшись «хрущевским» сокращением армии в 1955 году, Головко увольняется и подает документы для поступления на режиссерский факультета ВГИКа на курс Сергея Юткевича. Он проходит два из трех творческих туров, когда Юткевич доверительно сообщает ему, что все свободные места на курсе в приказном порядке отданы детям партийной номенклатуры и поступить в этом году для Головко нет возможности. Тогда Юткевич порекомендовал Головко, чтобы не терять год, поступить в цирковое училище. Так, вынуждено и случайно, Головко вошел в круг циркового манежа. Вошел и влюбился навсегда.
После окончания ГУЦЭИ в 1959 году артистическая карьера воздушного гимнаста Головко складывалась блестяще. Но Головко родился, чтобы стать режиссером. Через 12 лет, в 1972 году, окончив режиссерский факультет ГИТИСа, он полностью посвящает себя цирковой режиссуре.
А дальше были постановки цирковых спектаклей и программ, которые вошли в анналы истории цирка как новаторские шедевры и образцы оригинальности режиссерского решения. Цирковой спектакльмюзикл «Русские самоцветы», созданный совместно с директором Тульского цирка Д. Калмыковым, с оглушительным успехом 17 лет гастролировал по циркам страны.
А созданный в содружестве с замечательным поэтом Олжасом Сулейменовым первый казахский национальный цирковой коллектив «Земля чудес» заложил основу современного цирка Казахстана...
Нестандартность его личности и индивидуальность проявились даже в том, что Головко, признанный мастер цирковой режиссуры, основные свои награды, в том числе и звание народного артиста СССР, получил за постановки масштабных действий вне цирка, таких как открытие и закрытие московской Олимпиады-80 и Игр доброй воли в 1984 году. А еще была работа в кино с Эльдаром Рязановым над кинофильмом «Невероятные приключения итальянцев в России», в котором все головокружительные трюки выполнены без какого-либо монтажа по разработкам Головко. А еще театрализованные программы с Аллой Борисовной Пугачевой для многотысячных стадионов «Пришла и говорю», которые легли в основу одноименного фильма. И еще, и еще...
Нет возможности дать даже краткой характеристики работам Мастера, поскольку каждая из них — это рассказ о режиссерском открытии. О них написаны статьи, сняты фильмы и телепередачи.
Но я хочу вспомнить не только о победах и успехах Головко, а о том, как он относился к своему творчеству. Утверждается очередная заявка Головко на создание нового циркового спектакля. Комиссия решает принять сценарий к постановке. Признанный мэтр, народный артист, счастливый, как мальчик, получивший в подарок велосипед, благодарит за разрешение в очередной раз создать шедевр и произносит: «Я пошел мечтать». Именно так он понимал и чувствовал процесс создания нового.
Этот великий выдумщик и азартный фантазер, умевший мечтать. И вот его нет больше с нами. Очень пусто и грустно без твоих фантазий, великий мечтатель и учитель...
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ: КОЛЯ, Я СДАЮ...
Как-то группа артистов Союзгосцирка возвращалась на самолете в Москву из Сибири. Летели весело, вспоминая о том, кто, где и когда вместе работал. Неожиданно выдающемуся акробату, жокею-наезднику Николаю Ольховикову стало плохо — у него были проблемы с сердцем. Пульс плохо прощупывался. Врача в самолете, конечно, не было. На глазах у сильных людей — циркачей! — умирал их товарищ, и они были бессильны помочь.
К Ольховикову бросился Вилен Головко и по-режиссерски громко скомандовал: «Отойдите все!» Головко склонился над Ольховиковым и ...вынул из кармана колоду игральных карт. Все, конечно, знали, что Ольховиков и Головко азартные картежники. Но в такой критический момент свидетели возмутились.
— Виля, что ты себе позволяешь? — воскликнула великая Ирина Бугримова.
Не обращая никакого внимания на ее причитания, Головко показал колоду карт Ольховикову и буднично так произнес: «Коля, я сдаю...» Велико было удивление окружающих, когда через десять минут раскрасневшийся Ольховиков кричал в азарте: «Где моя бубновая дама?»
Самолет заходил на посадку.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иосиф Кобзон, певец, народный артист СССР:
- Ушел Виль Головко... Виль был главным режиссером-постановщиком мероприятий Олимпиады-80. С ним мне посчастливилось гастролировать на протяжении двух лет в Америке и Канаде. Он очень много сделал для циркового жанра, поставил много цирковых номеров... Мне очень жаль, что мы прощаемся с ним.
Андрей Николаев, клоун, народный артист РСФСР:
- Он был патриархом нашего цирка. Он прошел все этапы: от воздушного гимнаста до маститого режиссера. Даже солидный и признанный, он сохранил азарт... Для него не существовало табу: он брался за разработки технически невозможных трюков и добивался своего! Таким в моей памяти он и останется — навсегда восходящим на высоту невозможного.
Александр Калмыков, генеральный директор Росгосцирка (2009–2012):
- Масштаб личности Головко делает его уход невосполнимой потерей. Он не просто любил цирк: он посвятил ему всего себя, он цирком жил! И до последних дней был увлеченно погружен в профессию. Всю свою творческую жизнь Головко был новатором. Ему были подвластны глобальные, политические торжества, такие как открытие Олимпиады и Игр доброй воли, и удивительные, лирические, тонкие постановки. Без него цирк осиротел.
Прощаясь с Виленом Головко, мы прощаемся с золотой эпохой отечественного цирка. Нам остается память. Пока живы, мы будем помнить великого мастера.