Вена. Бургомистр Михаэль Хойпль с супругой Барбарой на летнем фестивале Школы испанской верховой езды / Фото: EPA

У нас хорошие контакты с Москвой. Бургомистр Вены о сотрудничестве с российской столицей и о том, почему он не стал бы давать советы нашим чиновникам

Общество
27 апреля в Вене открывается экономическая конференция «Москва — город для бизнеса». В рамках конференции представители предпринимательского сообщества Австрии познакомятся с деловым климатом Москвы, новациями в области защиты прав инвестиций, конкретными инвестиционными проектами нашего города. О месте, которое занимает Москва в деловых и культурных связях Вены, собственный корреспондент «ВМ» по странам Центральной Европы поговорил с бургомистром австрийской столицы.

Хозяин Венской ратуши — Михаэль Хойпль — коренаст и широк в плечах. У него светлые глаза, аккуратно подстриженные седые усы.

Всем своим видом он излучает уверенность и оптимизм. Наверное, так и должен выглядеть человек, который руководит одним из самых красивых и благополучных городов мира. Причем руководит дольше всех других мэров Европы.

Мы беседуем с бургомистром в его гигантском кабинете, больше похожем на дворцовые покои, а сидящие рядом помощники герра Хойпля внимательно следят за тем, чтобы я обязательно уложился в отведенный для интервью срок. У градоначальника есть все, кроме свободного времени, с этим, как я понимаю, у него вечная и неразрешимая проблема.

ПЛЮС ЧУВСТВО ЮМОРА

Если не возражаете, то давайте вначале поговорим о секретах вашего долголетия на посту венского градоначальника. Двадцать два года — это ведь, кажется, европейский рекорд? Что за ним стоит: признание горожан, везение, ваша любовь к креслу бургомистра?

Я исхожу из того, что, наверное, еще не все сделал на этой должности. Чтобы быть успешным бургомистром, мало просто выполнять свои обязанности, еще надо обладать специфическим венским юмором.

И в чем же он проявляется?

Например, это всегда важно в дискуссиях с вашими политическими оппонентами.

Но ведь пост столичного градоначальника — это хороший трамплин или даже катапульта к большим вершинам в политике. Разве у вас не было желания попробовать себя в других руководящих амплуа?

На мой взгляд, это уже вершина австрийской политики. Конечный уровень. В Австрии нет более авторитетной, более красивой политической должности, чем бургомистр Вены.

Двенадцать лет я возглавлял Совет европейских муниципалитетов и регионов, а это тоже, согласитесь, и большая честь, и большая ответственность.

Извините, герр Хойпль, мне всегда казалось, что долгое пребывание на одной должности неизбежно сказывается на руководителе: глаз «замыливается», кураж пропадает… Разве не так?

Поверьте, сегодня у меня куража даже больше, чем двадцать лет назад. Я уже не говорю про опыт, приобретенный за эти годы. А он дает чувство внутренней устойчивости. Также важно не потерять способности выслушивать другие мнения, учиться.

И все-таки когда-нибудь вы, наверное, покинете этот роскошный дворец в центре Вены. И чем тогда займетесь?

Я буду проводить время в саду и огороде у дома моей жены.

А в более отдаленной перспективе намерен помогать молодым и талантливым людям, посвятившим себя науке.

О ЧЕМ БОЛИТ ГОЛОВА

Но пока вы здесь и рулите жизнью прекрасной Вены. Скажите, какие главные проблемы бургомистр решает непосредственно в эти дни? Что заботит вас более всего?

Наша столица — это во всех отношениях динамично развивающийся город. Растет население, расширяются возможности инфраструктуры, развиваются все отрасли городского хозяйства. Это, в свою очередь, связано с новыми вызовами, появлением новых и новых проблем, которые надо решать. Одна из самых актуальных на сегодня — беженцы из стран Ближнего Востока и Африки. Мы должны в год построить четырнадцать тысяч квартир. Возможно, для масштабов Москвы эта цифра и не является впечатляющей, но для нас такие объемы серьезны.

Да, я запасся вопросом о мигрантах, понимая, что эта проблема заботит сейчас многие города Европы. За те немногие часы, что я пробыл в Вене, успел несколько раз столкнуться с этими гостями, которые клянчат деньги у прохожих. Скажите, есть ли какие-то лимиты на беженцев или вы согласны с тем, что их поток вечен?

По этому поводу в Австрии ведется очень бурная политическая дискуссия. Действительно, многие считают, что возникнут большие трудности, если число беженцев, осевших в стране, превысит цифру в сто тысяч человек. На сегодня транзитом через Австрию прошли триста семьдесят тысяч мигрантов. Но большая часть из них проследовала дальше, в Германию.

Не кажется ли вам, что руководство ЕС в Брюсселе не занимается практическим решением этой проблемы? Разговоров и дискуссий много, а никаких реальных шагов нет.

Это верно. Европа может и должна внести свой вклад в ускорение процесса примирения воюющих сторон там, откуда идут беженцы. Также задача состоит в том, чтобы организовать контроль на границах ЕС. Не закрыть наглухо границы, а обеспечить такой режим, при котором право на проход получат только те, кто действительно нуждается в помощи, кто потерял кров, средства к существованию, кто подвергается гонениям у себя на родине. Сегодня Германия приютила у себя полмиллиона человек, но никто не знает толком, что это за люди. Это нельзя считать разумным.

ПАСЕКА НА КРЫШЕ

Вена, как известно, является одним из самых зеленых и благополучных в смысле экологии городов Европы. Очень поучительный опыт. Что Москва могла бы позаимствовать у вас в этой связи?

У нас на протяжении многих лет существуют очень хорошие контакты с администрацией Москвы. Мы регулярно встречаемся на разных уровнях, обмениваемся мнениями и опытом по самому широкому спектру. Но что касается советов, то тут я бы поостерегся. Ваша столица не нуждается в них, там работают профессионалы.

Тогда я зайду с другого бока. Знаменитый мусоросжигательный завод, который находится практически в центре Вены, стал одной из достопримечательностей австрийской столицы. И его уникальные технологии, и его необычная архитектура — все это привлекает туристов. Но я, хоть убейте, не могу взять в толк: где же дым от сжигания тысяч тонн мусора?

Когда на улице очень холодно, то вы можете рассмотреть белую дымку из труб. Но это всего лишь водный конденсат, пар, не содержащий никаких вредных примесей. Такие замечательные технологии! Я вам расскажу одну забавную историю. Как-то сюда приехал мэр Мадрида, и я пригласил его на обед в ресторан, который находится на смотровой башне. И мой гость, рассматривая с высоты Вену, спросил: «Скажите, что это за красивое здание там, вдали? И что это за ужасное здание неподалеку от него?» Я ответил: «Здание, которое показалось вам ужасным, — это самая лучшая больница Европы.

А красивое — это мусоросжигательный завод». Больше вопросов он не задавал.

А это правда, что на крыше Венской ратуши установлены ульи с пчелами? Если так, то что это — некий символ экологического благополучия или какаято рекламная акция?

Чистая правда. С этой минипасеки я получаю в год несколько стаканов меда.

И с удовольствием употребляю его с чаем, а также угощаю друзей. Жаль, у нас сейчас мало времени, а то бы и вас угостил.

Москва хоть и с запозданием, но зато очень активно внедряет у себя опыт мегаполисов по оптимизации работы общественного транспорта, внедрению платных и перехватывающих парковок. Ваша столица и здесь может быть хорошим примером. Скажите, а отчего вы отказались от массовых эвакуаций неправильно запаркованных автомобилей?

Эвакуация — это крайняя мера, мы прибегаем к ней только в тех случаях, когда автомобиль, припаркованный с нарушениями, мешает дорожному движению.

Вам в заслугу также ставят успехи в развитии здравоохранения. Что имеется в виду? Для Москвы тема тоже актуальная.

Да, реформы серьезно затронули эту область социальной жизни. Мы по-новому приступили к организации больничного хозяйства. Полностью этот проект будет реализован к 2025 году. Пересмотрели отношения с теми лечебными учреждениями, которые находятся под покровительством церкви. В прошлом году перестроили систему медицинского ухода за пожилыми людьми. Вместо одного крупного центра организовали десять небольших, что улучшило доступ к обслуживанию и лечению.

Следующая проблема, которую предстоит решить, — наладить более качественное взаимодействие между больницами и врачами, занимающимися частной практикой.

Готовясь к этой встрече, я поговорил со своими соотечественниками, которые долго живут в Вене. Спросил, на что бы они хотели пожаловаться бургомистру. И они адресовали вам через меня такой вопрос: отчего все столичные магазины и даже аптеки не работают по воскресеньям, а в субботу имеют укороченный рабочий день? Это особенно неудобно туристам.

— Укороченный рабочий день в прошлом, суббота теперь по обычному графику. По поводу же воскресенья развернута двойная дискуссия. Против выступает католическая церковь, у нее свои резоны.

И против выступает профсоюз торговых работников — у него позиция более прагматическая.

Профсоюз сейчас выражает готовность вести переговоры с соответствующими административными службами, ведающими вопросами экономики.

Где-то я прочел, что сейчас в Австрии большую озабоченность вызывают вопросы, касающиеся образования. Называют даже пугающую цифру в триста тысяч человек, которые не умеют ни читать, ни писать. С чем это связано? Тоже с наплывом иммигрантов?

— Эта цифра преувеличена. Я оцениваю число неграмотных примерно в 80 тысяч, это меньше одного процента населения. Что, конечно, тоже не является позитивным.

Были ли в вашей практике очевидные неудачи? Какие?

— Об этом лучше спросить оппозицию, она обычно выступает с критикой обер-бургомистра. Трудными были первые выборы в 1996 году. Зато на следующих я получил абсолютное большинство голосов. Да, конечно, наряду с успехами и достижениями бывают горькие неудачи.

И они не проходят бесследно.

ЗА ПОРОГОМ РАТУШИ

Сколько раз вы были в Москве? Есть какие-то уголки в нашей столице, которые вам нравятся больше всего?

— О, много раз, в разное время. Люблю Красную площадь, дворцы и соборы Кремля. Москва меняется к лучшему. Даже по тому, как изменился ГУМ, можно судить о тех больших переменах, которые произошли у вас. Еще мне доставляют удовольствие прогулки по Москве-реке на кораблике с рестораном.

Учитывая, что Вена — это крупнейший политический и деловой центр Европы, вам, наверное, много времени приходится уделять разным представительским функциям: встречать делегации, говорить речи, сидеть на обедах и приемах. Стараетесь ли вы как-то оптимизировать эту часть работы?

— Вы правы, это большая проблема. Я восхищаюсь моими помощниками, которые умудряются составить график так, что я все успеваю. За исключением обеда — на него остается не более пяти минут.

А как бургомистр одного из самых красивых городов мира проводит свое свободное время?

— Это что такое?

—  Ну хотя бы по воскресеньям вы можете позволить себе отдохнуть?

— Если выпадают такие часы, то они отводятся семье. У меня жена, она медик, и двое детей. Старшая дочь замужем, а сын — студент университета. И есть одна неделя в году, когда я уезжаю в Альпы и катаюсь на лыжах.

Я слышал, что и на велосипеде — тоже?

— Только не здесь. За городом — да. В Вене не рискую. Вот недавно моя коллега, вице-бургомистр, лидер партии «зеленых», ехала на велосипеде и столкнулась с автомобилем.

Это не был специальный наезд на политического деятеля?

— Нет, что вы! Вена — очень спокойный и совершенно безопасный город.

Герр Хойпль, хочу вам сказать, что у нас в России появился своеобразный клуб фанатов Венского филармонического оркестра, и каждый год 1 января тысячи членов этого клуба садятся у телевизора и наслаждаются традиционным новогодним концертом из Золотого зала. По мне, лучшего начала года придумать нельзя.

— А я в это время стою на кухне и готовлю обед для своих друзей и родственников. Но одним глазом тоже смотрю на экран. И слушаю эту музыку.

Знаете, что я вам скажу? Такой концерт лучше наблюдать по телевизору. Там режиссеры включают заранее записанные фрагменты балета, показывают виды Дуная и Вены.

Спасибо вам за интервью. Скажите, можно ли с вами вместе сфотографироваться в этом старинном кабинете?

— Конечно. Давайте вот здесь, на фоне знамен — Австрии и Евросоюза.

ДОСЬЕ 

Михаэль Хойпль родился 14 июля 1949 года. Окончил Венский университет, где изучал зоологию. Работал в Музее естествознания, возглавлял Союз студентов-социалистов.

В 34 года стал заниматься политикой: был избран депутатом городского совета Вены, затем назначен советником по спорту и окружающей среде. В 1993 году возглавил столичную организацию социал-демократов, а еще год спустя занял кресло бургомистра Вены. С тех пор бессменно руководит городом.

При нем столица Австрии достигла больших успехов в области культуры, туризма, здравоохранения и экологии.

КСТАТИ 

Мусоросжигательный завод Вены District Heating Plant Spittelau больше напоминает красивый развлекательный центр или сказочный замок. Тепло от сжигания мусора идет на обогрев более ста тысяч домов Вены.

Столица Австрии располагает одной из лучших в мире систем общественного транспорта. Благодаря этому число личных авто на тысячу жителей ежегодно сокращается.

Недавно Вена была снова признана лучшим городом мира по качеству жизни. В рейтинге городов по уровню личной безопасности она заняла пятое место.

ОБ АВТОРЕ

Владимир Снегирев -  Собственный корреспондент газеты «Вечерняя Москва», который работает в странах Европы. Постоянный ведущий рубрики «Клуб мэров».

amp-next-page separator