Наука увлекла столичных школьников экспериментами с жидким азотом
Количество свободных мест в лекционном зале института сокращается с каждой секундой после открытия входных дверей. Тут и там ищут свободные места школьники всех возрастов — каждый старается занять место как можно ближе к лектору.
— Сегодня мы представим вам мозаику из элементов физики, — вводит собравшихся в курс дела доцент кафедры общей и экспериментальной физики Владимир Сперантов.
И ведь не шутит! За серию из пяти 15-минутных блоков школьников знакомят и с работой маятника Фуко, и с поющими трубами, и с основами оптики.
— Например, этому устройству уже около 100 лет, но оно до сих пор исправно работает и выдает электрические разряды, — говорит Сперантов, указывая на громоздкую катушку Румкорфа, стоящую в центре лабораторного стола.
Несколько движений сотрудника кафедры — и в катушке появляется искра: ее треск слышен на последних рядах.
— Эта молния небольшая, но все-таки она есть, — обращается доцент к залу.
Теперь, когда все увидели разряд своими глазами, к катушке подносят листок бумаги, который разгорается в два счета и быстро дотлевает, оставляя после себя лишь характерный жженый запах.
— Здесь проводником электричества становится воздух, — разъясняет Сперантов.
Следующая задача экспериментаторов — демонстрация возможностей жидкого азота. Для этого в зал выносят дымящийся серебристый сосуд Дьюара и охапку красных роз. Букет погружают в жидкость, спустя минуту вынимают и резко ударяют им по столу — мелкие кусочки замерзших лепестков с треском разлетаются во все стороны. Те, кто постарше, понимающе кивают, а вот учащиеся начальной и средней школы с радостью и удивлением на лицах спешат потрогать остатки роз. Самое время сказать, что серия экспериментов прошла на ура.
— Я очень ждал именно опытов с жидким азотом, на самом деле это все невообразимо интересно, — делится впечатлениями школьник Андроник Кузнецов.
В этом году Фестиваль увлекательной науки, состоявшийся при поддержке Департамента образования, провели в формате интерактивного пространства, где в каждой из 50 точек можно сделать что-то своими руками. Так, школьники могли и смастерить робота, и научиться оказывать помощь задыхающемуся, и даже создать собственный настоящий мультфильм. Кстати, выступали на площадках фестиваля педагоги образовательных организаций со всей Москвы.
— Мы стремились к тому, чтобы учащиеся могли что-то сделать на практике, добывая таким образом знания. То, что мы предложили, ориентировано на любой возраст. Даже сложные лекции по физике можно провести так, чтобы их одинаково хорошо восприняли и старшие, и младшие школьники. В этом и кроется уникальность такого формата фестиваля, — подчеркнул директор ИФТИС Сергей Ловягин.