Судьба нашла его на печке
Он рассказал, почему не боится возраста и что является для него лучшим стимулом к творчеству.
Разговор с юмористом начался с серьезного вопроса — об отношении именинника к возрасту. Все-таки 78 — цифра нешуточная.
— Аркадий Яковлевич, не пугает она вас?
— Утешаю себя тем, что по сравнению с Владимиром Этушем я еще мальчик, а против Володи Зельдина так и просто младенец (Этушу 6 мая исполняется 94 года, а Зельдину в феврале — 101 год. — «ВМ»).
Недавно звонил ему, он мне сообщил: «Ой, некогда, некогда! Бегу в театр, у меня сегодня спектакль».
К счастью, я не чувствую усталости, по-прежнему много работаю, остаюсь верен творчеству, а точнее, женской теме. Работаю над многотомной юмористической женской энциклопедией: первая книга называется «Все о ней», вторая — «От А до Я», третья — «Вторая ошибка Бога», и вот недавно вышла четвертая «Все вокруг женщин». Обдумываю пятую книгу.
— А источник вдохновения — дружба с женщинами-актрисами, фотографий которых так много в ваших книгах?
— Ну, дружба — это громко сказано, но со многими а ктрисами я в добрых отношениях. Одни снимались у меня в кино, другие не снимались, но все равно мы все из одной «песочницы».
Постоянно встречаемся на кинофестивалях, на премьерах, рады друг другу, обнимаемся, целуемся. Для актрисы вообще обняться и поцеловаться ничего не стоит.
— Может, они обнимаются с вами авансом, чтобы вы порекомендовали их в фильмы по вашим сценариям?
— Они востребованные звезды, режиссеры их знают и ценят, так что им не нужно передо мной заискивать. Что касается близкой дружбы, то много лет дружу с Тамарой Семиной, со Светланой Тома, с Наташей Фатеевой, с Леной Малышевой. С покойными Кларой Лучко и Натальей Гундаревой очень дружны были. Вот недавно на мой творческий вечер в Дом кино пришли две мои любимые подруги Валентина Талызина и Ирина Мирошниченко, и я им на сцене дал полную свободу.
— А нет у вас желания написать автобиографическую книгу?
— И о чем я буду в этой книге рассказывать? Мне смешны люди, которые считают, что им есть что сказать миру. Мне, например, сказать ему нечего. У меня нет ни фейсбуков, ни социальных страниц. Я считаю, что это бред сумасшедшего — торчать в интернете с утра до вечера. Недавно увидел страницу одной известной певицы, которая начинает свой день с того, что докладывает: я проснулась. Это кем же нужно быть, чтобы считать, что ты настолько всем интересна? Это как нужно не ценить свое время, чтобы целыми днями сидеть и лайкать друг друга? Когда мне по электронной почте предлагают «добавиться» в их сети незнакомые люди, я сразу стираю. Вообще не хочу, чтобы кто-то был в курсе моих дел. Мне жаль «поколение большого пальца», которым эти люди строчат эсэмэски, они тратят жизнь на такую муру! Я никого не порицаю, но мне кажется, что в социальных сетях сидят люди, у которых совершенно нет личной жизни. Лучше бы они читали. Было бы больше пользы.
— Вы согласны с утверждением, что «если на роду написано быть писателем, то к писательству придешь любыми путями»?
- Отчасти согласен, ведь не зря придумали поговорку: «Судьба и на печке найдет». Меня, например, она нашла именно там. Я не видел себя литератором. Когда окончил школу, моя мама, которая работала инженером, сказала: «Иди в инженеры». И я как послушный сын поступил в Харьковский политехнический. Окончив его, восемь лет работал инженером. И только после этого поехал поступать во ВГИК.
- Вот так ни с того ни с сего поехали?
На первом курсе нас стали отправлять на сельхозработы, и я записался в агитбригаду. Когда вернулись в институт, организовали студенческий эстрадный театр, стали известными. Потом начал печататься в газетах, в той же «Литературке». Мы делали передачи на мест ном телевидении, затем начали писать для московских программ. А дальше нужно было решать: писать диссертацию или выбрать литературу. Я послал свои произведения на творческий конкурс в Литинститут и во ВГИК. Из первого получил письмо, что советской литературе я не нужен, а вот из ВГИКа написали, что я могу при ехать поступать. Мой друг Валера Харченко взял меня за шкирку и потащил в Москву. И мы оба поступили во ВГИК.
- Нередко ваши коллеги жалуются, что отсутствие вдохновения — непреодолимая преграда для творчества.
- У меня вдохновение возникает тогда, когда кончаются деньги: я должен кормить семью. Конечно, встречаются таланты, которые могут три дня водку пить, а потом приходит вдохновение, они садятся и за три дня пишут гениальный сценарий. Но я сижу долго и упорно, пока что-то не начнет вырисовываться. Я смеюсь, слыша фразу: «Папа работает, нужна идеальная тишина!» Когда я жил в коммуналке, все кругом бегали, орали, а я сидел в уголочке и сочинял. Это старая закалка. Сценарист должен работать в любых условиях. Когда говорят: «У меня нет условий для работы, нет вдохновения», — не верьте. Если человек хочет работать, ему ничто не помешает.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ КИНО- И ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ РАБОТЫ, СНЯТЫЕ ПО СЦЕНАРИЯМ АРКАДИЯ ИНИНА
Однажды двадцать лет спустя (1980)
Фильм Юрия Егорова о жизни советской многодетной семьи. Главную роль в нем сыграла любимая киноактриса Аркадия Инина — Наталья Гундарева.
Одиноким предоставляется общежитие (1983)
Режиссер Самсон Самсонов. Вера устраивает судьбы одиноких подруг по фабричному общежитию. В главных ролях: Наталья Гундарева и Александр Михайлов.
На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон Бич опять идут дожди (1992)
Комедия Леонида Гайдая. В роли агента КГБ, задача которого — обеспечить успех переговоров между СССР и США, снялся Дмитрий Харатьян.
Маяковский. Два дня (2011)
Биографическая 8-серийная драма режиссера Дмитрия Томашпольского рассказывает о двух последних днях жизни Владимира Маяковского (актер Андрей Чернышев).