Кадр из фильма «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая (1971). В роли Эллочки — Наталья Воробьева / Фото: «Вечерняя Москва»

Вплоть до пенсии мы каждый день узнаем по три новых слова

Общество
Мы смеемся над Эллочкой-людоедкой, которая обходилась всего тридцатью словами.

А насколько богаче наш лексикон? Григорий Головин, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Университета Небраски-Линкольн (США), решил измерить пассивный словарный запас носителей русского языка.

На его сайте http:// www.myvocab.info/ можно пройти тест: отметить слова, которые выглядят знакомыми (значения приводить не надо). Сначала дается 40 специально подобранных слов, затем — 80. Среди них раскиданы ловушки — наборы букв вроде «очудей» или «тибильга». Если пользователь сделает вид, будто они ему знакомы, он либо хвастун, либо невнимательный. Также надо заполнить анкету: указать возраст, образование (свое и родителей) и т.п. Данные обрабатываются новаторскими математическими методами.

Когда тест прошли 150 тысяч пользователей (из них 87%, то есть 123 тысячи, обошли ловушки), Григорий Головин обобщил результаты.

— Словарный запас растет с практически постоянным темпом примерно до 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам, — делится наблюдениями Григорий Владимирович. — После этого он уже почти не меняется. В школе подросток узнает по 10 слов в день (учитываются и производные — то есть и «логарифм», и «логарифмический». — «ВМ»). К выпускному балу юноша или девушка в среднем знают 51 тысячу слов, всего за время учебы в школе запас увеличивается примерно в 2,5 раза. После выпускного и до достижения среднего возраста человек в среднем узнает по три новых слова в день. После 55 лет запас начинает снижаться.

Если рассматривать только участников старше 30 лет, то получится, что окончившие одну лишь школу или техникум знают в среднем 75 тысяч слов — на 2–3 тысячи больше, чем те, кто не дотянул до аттестата. Учившиеся в университетах и институтах (и необязательно окончившие их) — в среднем 81 тысячу слов. Кандидаты и доктора наук — по 86 тысяч.

Григорий Головин предупреждает, что из этого нельзя делать вывод о «словарном запасе среднестатистического носителя русского языка».

— У 65% участников высшее образование, тогда как по России — всего лишь у 23%, — объясняет Григорий Владимирович. — Те, кто прошел тест, — в основном активные пользователи интернета, и это также делает выборку специфичной (в основном для пожилых людей). Далеко не всем интересно определить свой словарный запас, среди наших же участников таких — 100%. Логично предположить, что результаты должны быть выше «среднестатистических».

А вот если надо оценить знания конкретного человека, тест очень поможет. Григорий Головин надеется, что его работа пригодится и лингвистам, и педагогам, и психологам, и социологам.

СПРАВКА  

Сейчас на многих сайтах предлагаются викторины по угадыванию значений редких слов. Видимо, начало этой моде положила игра, выпущенная в 2010 году.

Это набор карточек: на одной стороне слово и три варианта толкования, на обороте — ответ. Например, «имбибиция» — «процедура пропитывания», «неправильное расположение ресниц» или «древнеримская ваза»?

— Я пять месяцев рылся в великом множестве профильных словарей, — рассказывает создатель игры Александр Орлов, генеральный директор студии Page Down. — Отбирал звучные слова, лишенные помет «устаревшее» или «областное». У нас 10 наборов оригинальных игр, но эта — самая популярная. Я узнал, что многие увлеклись поиском таких слов и даже устраивают чемпионаты по этой игре. А тесты на сайтах появились, насколько я помню, года с 2013-го.   

amp-next-page separator