Андрис Лиепа: Любовь к лепке передалась от отца
— Андрис, как давно стали увлекаться лепкой?
— С самого детства. Лет, наверное, с четырех. От моего отца Мариса Лиепы сестре Илзе досталась любовь к драме, актерскому мастерству, а мне — лепка.
— Отец вас научил лепить?
— Нет, я самоучка. Лепил из обычного детского пластилина. Видел, что у меня получается. Никогда не было проблем с пропорциями, всегда знал, как вылепить нужную позу.
До всего доходил сам, мне никто ничего не показывал. Я даже сам пришел к тому, что для того чтобы вылепить крупную фигуру, нужно сначала сделать основание. Брал проволоку, делал из нее каркас будущей мини-скульптуры, затем облеплял ее пластилином и уже потом придавал поделке нужную позу.
— Помните свою первую работу из пластилина?
— Все мои работы связаны с балетом. Я помню, что в тот день, когда я впервые стал лепить из пластилина, меня родители повели на представление в Большой театр. Мне так понравился балет! Эмоции просто переполняли. После спектакля пришел домой и стал лепить фигуры артистов балета. Так я выражал свои чувства.
— Сегодня вы какой материал используете для лепки?
— Я уже давно перешел на «взрослый» материал. Сегодня использую скульптурный пластилин. Помню, как-то к нам пришел домой скульптор. Он лепил скульптуру с моего отца. Я наблюдал за мастером, мне очень понравился материал, из которого он лепил. Как позже выяснилось, это и был скульптурный пластилин. После того как скульптор закончил работу, я стал выпрашивать у него материал. Он откликнулся на мою просьбу. Потом я уже стал покупать его в художественном салоне.
— Из него, наверное, лепить сложнее, чем из детского пластилина?
— Конечно, но зато скульптурный пластилин, в отличие от обычного, обладает более высокими пластическими свойствами. Цветовая гамма приближена к естественным природным оттенкам. Из него одинаково хорошо смотрятся как крупногабаритные композиции, так и миниатюрные изделия.
— Вы так профессионально рассказываете… А есть у вас изделие, над которым было особенно трудно работать, которое отняло больше всего сил?
— Я в каждую свою работу вкладываю душу. Особенно мне запомнилась одна. У нас дома висела гравюра с изображением ножки Анны Павловой. Этот раритет был приобретен отцом на аукционе. Мне захотелось воспроизвести изображение в объеме, и я сделал слепок ножки. Мой отец всегда говорил, что у настоящей балерины ножка должна быть, как у Анны Павловой.
— Вы дарите свои работы друзьям, родным?
— Раньше дарил на различные праздники: Новый год, дни рождения. Сейчас нет. Да и времени сейчас на лепку остается крайне мало. Конечно же, как только освобождается минутка, сразу занимаюсь любимым делом.
Оно вдохновляет, позволяет расслабиться, задуматься. Думаю, что когда-нибудь удалюсь на дачу, возьму много скульптурного пластилина и начну лепить. Как мечтал в детстве.
СПРАВКА
Андрис Марисович Лиепа родился 6 января 1962 года в Москве. Советский и российский солист балета, режиссер театра и продюсер. В 1980 году окончил МАХУ (класс Прокофьева). По окончании училища — солист балета Большого театра. В 2009 году удостоен звания «Народный артист России». Оставил сцену после получения серьезной травмы при выступлении в Вашингтоне. Сын знаменитого артиста Большого театра Мариса Лиепы.