По ту сторону страха
Помните сказку Петра Ершова «Конек-Горбунок»? Там царь страсть как хотел жениться на молодой и красивой. Той, правда, желалось кого помоложе, и придумала она «суженому» испытание: «... Вот, коль хочешь ты жениться И красавцем учиниться — Ты, без платья, налегке, Искупайся в молоке; Тут побудь в воде вареной, А потом еще в студеной.
И скажу тебе, отец, Будешь знатный молодец!» Это всего лишь сказка, но, как говорится, в ней — намек. О том, что в землях сибирских существуют волшебные озера, 19-летний Ершов узнал, когда жил в Омске. Тогда он и написал своего «Конька-Горбунка», зашифровав в нем формулу молодости. Под котлами с молоком и водой, конечно же, подразумеваются озера. Только вот какое дело: в сказке котлов — три, а озер, которым приписывают необычные свойства, — пять. Как разобраться? Корреспондент «ВМ» отправился в Омскую область разгадать тайну Пяти Озер, а в итоге чуть не попал в другое измерение.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
В ожидании НЛО
— Места у нас тут загадочные, — говорит мой проводник Леонид. — Начнешь рассказывать, так суток не хватит! Одних НЛО сколько летало! А у меня с детства мечта была: НЛО увидеть. Так что я теперь все время в небо поглядывал: а ну как летит! — Да что там НЛО! У нас тут два энергетических центра: отрицательный и положительный, — продолжал Леонид. — Там такое творится! Есть дерево, к которому если прикоснуться, то — все...
— Что — «все»? — спрашиваю.
— Пропадешь, — буднично отвечает проводник. — В другое измерение провалишься.
Мне всегда интересно было узнать, как оно там, в других измерениях.
— Покажете деревцо-то?
Леонид хмыкнул и вновь рассказывать принялся:
— Ну и озеро наше, конечно, тоже не подкачало. Бывает, люди часами вокруг него ходят и... не видят. Не показывается оно кому попало, потому как храм на дне его древний стоит. Бывает, ночью вода как засветится, и в небо столб световой бьет. Красиво! Но страшно.
А я ж еще маленьким о таких вещах читал, так что очень мне хотелось посмотреть на чудо.
— Надеюсь, меня озеро к себе подпустит, — прошептал я себе под нос.
— Ну, это если в трясину не провалишься, — проводник с сомнением смотрит на меня. — Там когда будем, ты строго шаг в шаг за мной иди. Иначе — беда. Охнуть не успеешь.
Мертвое озеро
Деревня Инцисс. Одинокая, затерявшаяся в тайге. Домов — раз-два и обчелся. Старенькие домишки-то. И жители — немолоды. Нас встречают несколько мужиков: в телогрейках, в резиновых сапогах. Лица обветренные, морщинистые и уставшие. Но глаза! Глаза — цепкие, жесткие, холодные, молодые.
И не жители это вовсе. Хранители. Озерные. Первого встречного к Шайтан-озеру не пустят.
Балагурят, рассказывают моим проводникам смешные истории. Гогочут. Но я-то чувствую: изучают меня. Пустить — не пустить? Сканируют, обжигают взглядом.
— А озеро далеко? — не выдерживаю.
— Какое озеро? — искренне удивляется один из хранителей и улыбается.
— Шайтан, — не сдаюсь.
— Да нет здесь никакого озера, — говорит мужчина.
Улыбка не сходит с лица, а вот глаза превратились в ледышки. «Недостоин! Не пройдешь! Уходи!» — словно кричат они.
— Ладно вам, — мой проводник хлопает меня по плечу. — Попробуем найти озеро. Пошли! Тропинка ведет в чащу.
Идем. Спиной чувствую, как меня провожает колючий взгляд. Неприятно.
— Не забудь, иди за мной шаг в шаг! — напоминает Леонид.
...Шайтан-озеро называют озером с мертвой водой.
Это как в сказке, помните? Есть живая, а есть и мертвая. Но то — вымысел, примитивный детский язык. А ведь есть и научное объяснение. Мертвая вода существует. Как, впрочем, и живая. Мертвая — всего лишь навсего отрицательно заряженная жидкость.
Еще проще: кислотная вода.
А вот щелочная — живая.
Все зависит от солей, растворенных в жидкости. Наука, простая наука. Потому и живительной считается именно мертвая вода! Она вытягивает из организма все плохое, убивает микробов. Видимо, поэтому в сказках, прежде чем оживить героя, его поливают мертвой водой: обеззараживают...
Чем дальше идем в тайгу — тем страшнее. Ничего не происходит, но — страшно! Тихо очень. Напряженно. Тишина в буквальном смысле давит на уши. Обволакивает. Черт его знает, как это происходит, но я теряю контроль над собой: с трудом попадаю шаг в шаг за проводником. А справа и слева хищно поблескивает болотная жижа.
— Немного уже осталось, скоро дойдем, — вздрагиваю от неожиданно громкого голоса Леонида и чуть не оступаюсь! Удержался. Идем. Вокруг сломанные березы. Сухие безжизненные стволы лежат друг на друге. «Сплошная смерть вокруг» — проносится странная мысль, и тут же следующая, не моя, чужая(!): «Уходи!» Мотаю головой, внезапно захотелось перекреститься, хотя никогда этого не делал.
— Ну вот и пришли, — говорит Леонид.
Выглядываю из-за его плеча и не понимаю: нет тут никакого озера. И вновь в голове тот самый голос кричит-надрывается: «Чужак! Уходи! Недостоин!»
Болотный ужас
Огромное поле, переливающееся зеленым перламутром. Поле. Но не озеро.
— Да как же так! — невольно вскрикиваю. Леонид с удивлением смотрит на меня. Я же, словно во сне, делаю шаг в сторону поляны и... по щиколотку проваливаюсь в воду.
— Руку! — кричит проводник, вытаскивая меня из болотной жижи. — Ты чего, корреспондент?! Я ж тебе говорил: иди только по тропинке!
— Да у вас тут фиг разберешь... Озеро-то где? Обещали ж показать!
— То есть как где? Вот же оно. Ты б не по болоту прыгал, а прямо шел... Странный ты!
Вновь поворачиваюсь в сторону поляны. Что за?.. Нет поляны! Озеро! То самое.
Показалось-таки! Это уже потом, в Москве, знающие люди истолковали мне все произошедшее.
Скорее всего, взгляд, привыкший к полумраку леса, не сразу сориентировался.
Кроме того, накрутил я себя предостаточно, вот подсознание и сыграло злую шутку с «мороком» в виде поляны. Бывает... Правда, есть и второе объяснение.
Мистическое. Озеро действительно показывается не всем.
— Я сюда приезжаю уже третий год подряд, — рассказал мне через некоторое время омич Сергей Осеев. — Другой бы сдался, а я по-прежнему надежду не теряю. Ну не могу найти озеро! До смешного доходит — местные мне говорят: иди по этой тропинке и выйдешь на берег. Иду. И не выхожу! Озеро — дурманит.
Меня, возможно, оно тоже «дурманило», но в тот момент, когда Леонид протянул руку, вытаскивая из трясины, он передал часть «своей» энергии и озеро меня приняло. Для материалистического человека это объяснение ни в какие ворота, но чем черт не шутит.
ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Встреча вампиров
— Так все-таки, если верить сказке Ершова, надо искупаться в трех озерах. Шайтан — с мертвой водой. В нем первом надо окунуться? — интересуюсь у Леонида.
— Не знаю я, — бурчит он. — Да и какой смысл в этих ваших сказках, если два озера известны, а третье — нет.
— То есть? — Ну в сказке три ж котла было, так? Шайтан-озеро — первое. В нем с человека смывается вся зараза, тело и душа очищаются.
В Линеве-озере — живая вода. А еще есть Щучье озеро и Урманное: но какая в них вода — непонятно. Приезжали ученые, говорили, что и в них вроде бы живая.
— Подождите, но ведь ваш край называется — край Пяти Озер...
— То-то и оно! Даже мы не знаем, где оно, пятое! Возможно, оно и есть то самое, главное, искупавшись в котором преображаешься...
Вот так вот! Не разгадаю я тайну. Но хотя бы мертвой воды в Шайтан-озере набрал.
— Не расстраивайтесь, — говорит Леонид. — Завтра побываем на месте сборища вампиров.
...Деревня Окунево. В последнее время получила она большую известность.
Каждое лето в конце июня собираются здесь маги всех уровней, и черные, и белые.
И вампиры. Как же без них.
— Кровь они, конечно, не пьют. Это ж энергетические вампиры, — рассказывает мне житель Окунева Владимир. — А деревню они нашу выбрали по одной причине: у нас здесь два энергетических центра. На одной территории и отрицательный центр, и положительный.
Это — редкость. Чего только тут не происходит! А впрочем, сами все увидите.
Остаться в живых
Тюп — место, где из-под земли бьет в небо поток отрицательной энергии. Небольшая полянка, которую почти полностью окружает речка. Говорят, именно здесь можно провалиться в другое измерение.
— Мы здесь коров пасем. Но, что странно, в центр этой поляны они никогда не заходят! По кругу ходят, — показывает Владимир. — Ну что, идете туда? — А вы разве не со мной? — Да а нам-то зачем, мы ж местные, и так все знаем...
...Иду по тропинке. Да, действительно, вот коровья дорожка аккурат по кругу идет. Ну что, рискнуть в центр выйти? Где тут потоки энергии? Сказки все это! Чем ближе к центру, тем тише становится. Птиц здесь ни одной, только странные деревья. Маленькие, кривые, перекрученные.
Жуткие. «Ну, к какому из вас прикасаться нельзя?» — хорохорюсь я. Хотя, если честно, ни одно трогать не хочется. Конечно, я не верю в сказки, но...
Хожу меж деревьев, изучаю. Никогда не думал, что такая мысль может возникнуть, и тем не менее пронеслось: «Ощущение, что растения кричат от ужаса...
Была б их воля — умчались бы!» Но я-то могу уйти. Пора! Неприятное местечко.
Развернулся и направился прочь...
Нет, я только хотел уйти, но не мог. В одно мгновение произошло сразу несколько событий. В лицо подул ураганный ветер. Гнетущая тишина сменилась ужасным завыванием. А самое главное: стало страшно. Нет. Не так. Стало очень страшно.
Как пишут в книгах: меня обуял животный ужас.
Сильный ветер выбивает из глаз слезы, дыхание сбивается, каждый шаг дается с трудом...
Мне показалось, что прошла вечность, прежде чем я выбрался с поляны. А выбравшись, поклялся себе, что больше сюда — ни ногой! Никогда! Я чудеса люблю, но это уже перебор.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Зайцев, доктор технических наук:
— В этих местах и в самом деле очень сильное электромагнитное поле, образованное в силу естественных причин: этому поспособствовали и тектонические разломы, и другие факторы.
Там есть два энергетических центра — Тарский увал и река Тара.
Когда я докладывал об окуневском феномене на одной из тематических конференций и сказал, что приборы в районе Окунева зарегистрировали электрическую частоту в 127 Гц, многие из собравшихся прокомментировали это так: похожая частота электромагнитного поля была зафиксирована во время обрядов индийских магов, когда они впадали в экстаз.
Такое поле активизирует жизненные силы человека.
ГИПОТЕЗА
Сибирские ученые выдвинули гипотезу: 300 тысяч лет назад на территории Западной Сибири существовала высокоразвитая цивилизация, где зародились многие религии мира. На этой обширной территории существовала могущественная праславянская цивилизация.
Профессор В. И. Матющенко в своей монографии «Древняя история Сибири» отметил: «…Здесь, по мнению ряда ученых, складывался древнейший индоарийский эпос «Махабхарата», образы и персонажи которого окружены здешними реками, озерами, горами, долинами. Здесь, вероятно, была колыбель индоарийцев, часть из них позднее ушла на юг Азии, в пределы Индостана…»
КСТАТИ
Ученые, которые с 1990-х обследовали здешние места, обнаружили аномальные участки двух типов. В шутку первый назвали «темнилищем», а второй — «светилищем». В «темнилищах» уровень естественного электромагнитного излучения значительно ниже, чем во всей округе. В таких местах люди чувствуют себя очень неуютно, охватывает гнетущее состояние и хочется поскорее убраться прочь.
В «светилищах» уровень естественного электромагнитного поля на один-два порядка выше, чем в округе.
На человеческий организм такое поле действует положительно, оно как бы «подпитывает» человека — самочувствие улучшается, повышается работоспособность.