Отец был первым, кто понял, как важна музыка для восприятия картины / Фото: EPA

Чарли Чаплин не гений, но трудяга. Юджин Чаплин вспоминал с «Вечеркой» своего великого отца.

Общество
10 и 11 сентября на открытие международного фестиваля циркового искусства «Идол» приехал Юджин Чаплин — сын гениального актера Чарли Чаплина. Он раскрыл «Вечерке» некоторые секреты отца.

— Юджин, ваш отец был гением от бога или же просто очень трудолюбивым человеком?

Безусловно, он был настоящим трудягой и добивался всего сам. Чарли Чаплин родился в нужное время, когда кино только зарождалось. И он прекрасно понимал, по какому пути будет развиваться эта индустрия. Мой отец был первым, кто понял, как важна музыка в картине. Именно поэтому он все делал сам: писал музыку, режиссировал и даже сам распространял фильмы.

— Как вы думаете, если бы Чаплин был сейчас с нами, смог ли он прижиться в современном кинематографе?

Ему было бы сложно. Но я думаю, он нашел бы о чем поговорить с современным зрителем (смеется).

— Ваш отец делился с вами секретом, как научиться улыбаться, когда хочется плакать?

Он всегда говорил, что нужно быть очень чувствительным человеком и всегда быть честным со зрителем. Иначе о тебе забудут.

— Ваш отец дружил с актрисой Любовью Орловой и композитором Григорием Александровым. По их приглашению он приезжал в Советский Союз. Какое впечатление произвела Страна Советов на гения немого кино?

Он совсем мало рассказывал мне об этих путешествиях. Но его чрезвычайно интересовала ваша страна. К тому же у него действительно были русские друзья. И он был заинтересован в пропаганде кино в ней. Отец, безусловно, одобрял коммунистические идеи и не считал их фанатичной болезнью. Именно это ему и нравилось. Тогда никто не знал, сработают ли фантастические идеи коммунистов, которые на начальных этапах были и правда неплохими. Просто потом люди сами извратили и разрушили эти идеи.

— Про отношение Чаплина к фашизму мы помним хотя бы по фильму «Великий диктатор». Ваш отец не боялся смеяться над Гитлером.

Мой отец был большим гуманистом. Он говорил: «Когда в мире дела идут неправильно, именно комики должны сыграть свою главную роль и показать, что «король-то голый». Чаплин это делал, используя в качестве оружия юмор. В фильме «Последний диктатор» финальная речь героя звучала как заявление всему человечеству: «Диктаторы погибнут, а власть, которую они отняли у народа, вернется к народу. И до тех пор, пока люди умирают за нее, свобода не погибнет». Эти слова актуальны и сегодня. Вы не согласны?

— Да, но после этого фильма Гитлер признал Чаплина своим врагом номер два, после Ильи Эренбурга, конечно.

Отношения между Гитлером и Чаплином всегда были сложными. Как минимум потому, что они были похожи. Гитлер всего на четыре дня старше моего отца, невысокий рост, усики... А фильм «Великий диктатор» был снят еще до начала войны, в 1938-м, на личные деньги Чаплина, кстати. Мой отец просто предвидел, что начнется через год, раскрыв тем самым карты Адольфа Гитлера.

— А как вы относитесь к Диснею, который в годы холодной войны формировал списки неугодных кинематографистов?

—Чарли дружил с ним. Говорят, что Дисней даже походку для своего Микки Мауса с образа моего отца списал. Но после того, как Дисней стал зависеть от политики, мой отец перестал общаться с ним. Когда я был ребенком, в нашем доме фильмы Диснея были под запретом. Мы никогда не смотрели его мультиков.

СПРАВКА

Юджин Чаплин — сын Чарли Чаплина и Уны О’Нилл. Свое имя унаследовал от своего дедушки, знаменитого американского драматурга. Юджин выбрал себе профессию звукорежиссера. Работал с Queen, The Rolling Stones, Дэвидом Боуи. Потом переквалифицировался в режиссера-постановщика опер и сотрудничал с Женевским театром.

amp-next-page separator