2014 год. Особняк С. П. Рябушинского — дом Горького в Москве / Фото: Из архива

Путь к свету покажет «тающая» лестница

Общество
Проект «Университетские субботы» продолжает радовать интересными экскурсиями. В Дом Рябушинского коррес­пондент «ВМ» отправился вместе со школьниками, чтобы окунуться в атмосферу московского модерна начала XX века.

Угол Малой Никитской и Спиридоновки встречает нас витым асимметричным фасадом старого двухэтажного особняка. К проектировке, росписи и художественному убранству дома и приусадебного участка династии предпринимателей Рябушинских приложил руку знаменитый русский архитектор Шехтель. Здесь можно увидеть первые железобетонные конструкции, остек­ленные фасады, асимметрию в планировке здания и необычный интерьер.

В былые времена в соответствии с этикетом московского дворянства гостей встречал лакей и забирал их верхнюю одежду, — рассказывает Кирилл Николаевич Гаврилин, профессор и кандидат искусствоведения. — Далее посетители отправлялись либо в приемную хозяина для деловых встреч, либо в общую гостиную для трапез и бесед. За вековую историю владельцы сменились, и после революции в особняк въехал Максим Горький. После его смерти здесь был открыт Дом-музей писателя. Дух русского мыслителя сохранился и больше всего, конечно, прослеживается в поставленных им биб­лиотеках по всему дому. Однако ни один предмет, привнесенный новым хозяином, не перекрыл общей идейности убранства здания.

Ключевой элемент интерьера — витая «тающая» лестница из зеленого мрамора, формой напоминающая бушующие морские волны. Этот мотив прослеживается везде — волну можно заметить в рисунке паркета, витражах, кованых решетках, рисунке на фасаде и форме мебели. Узоры символизировали неспокойное состояние общественной жизни России начала XX века.

— По задумке старообрядца Павла Павловича Рябушинского, подъем по громадной двенадцатиметровой лестнице символизирует путь от тьмы и хаоса к свету, — отмечает Кирилл Гаврилин.А что еще скрывают в себе особняки Москвы?

amp-next-page separator