Уго Чавес и другие персонажи знаменитого скульптора

Общество
День московского скульптора, народного художника России Сергея Казанцева начинается в шесть утра. Он доит коз, кормит кур, проверяет только что родившихся козлят. Затем окунается в прорубь и до обеда работает с мрамором. Среди прошлых его работ — памятник Уго Чавесу, президенту Венесуэлы, который в прошлом году Россия подарила этой стране. Корреспондент «ВМ» побывал в мастерской.

Узнать дом Казанцева в деревне Борзые легко — он здесь единственный без забора. И всюду на участке — мраморные, бетонные, стальные, бронзовые скульптуры.

— Люблю окружать себя красотой, вписывать скульптуру в окружающий пейзаж. И чтобы это получилось гармонично.

Семья Казанцева радушно встречает всех, кто заглядывает в частный парк. За вход денег не берут, есть даже лавочки, тоже каменные, можно посидеть. Присаживаюсь и я, расспрашиваю о памятнике Уго Чавесу.

— Эпопея с памятником длилась почти два года, — рассказывает Казанцев. — Сначала думали подарить небольшой бюст Уго посольству Венесуэлы в Москве, а потом решили и целый памятник — чтобы стоял в родном городе команданте Чавеса, на главной площади Сабанеты.

Сергей Казанцев и президент Венесуэлы Николас Мадуро во время открытия памятника. / Фото: Алёна Казанцева, «Вечерняя Москва»

Я изучал его фотографии, смотрел, что интересного из скульптуры есть в его родной Венесуэле. Хотелось сделать памятник из мрамора, но заказчик настаивал на бронзе.

На монтаж Сергей Сергеевич ездил в Венесуэлу.

— Ну нет у тамошних рабочих понятия «трудовая дисциплина». Чуть дождичек — они мне заявляют: все, работать не будем. Пришлось на чистом русском, в доступных выражениях им объяснить, что у меня — сроки, и что дома не то что в дождичек, а в лютые морозы работаем — и ничего. На открытие памятника прибыл сам президент Венесуэлы и долго жал скульптору руку.

Народный художник России Сергей Казанцев / Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Невысокого роста, но удивительно подвижный, Казанцев сам построил на участке, полученном еще при советской власти в Истринском районе, целых три дома — каменный и два деревянных. В каменном, с большим камином, он работает, а живет принципиально в деревянном. Пьет только размороженную ключевую воду, а продукты — все из своего подсобного хозяйства, лишь мясо уже 20 лет он покупает у знакомого мясника. Когда-нибудь, обещает он, сделает его портрет. Любимый материал Сергея Сергеевича — мрамор. Причем наш, уральский.

Памятник Уго Чавесу работы скульптора Сергея Казанцева. / Фото: Алёна Казанцева, «Вечерняя Москва»

— Итальянский мрамор, — говорит скульптор, — легче обрабатывать, но он более салонный. Зато наш, уральский — более матовый и кажется белее. Ведь белый — непорочный цвет, он прекрасен, это настоящий, истинно православный материал. Очень хочу сделать из него скульптуру Преподобного Сергия Радонежского и установить ее у него на родине в Варницах. Со времен Микеланджело в технике работы с мрамором, считает скульптор, мало что изменилось.

Главные орудия — все та же троянка (металлический инструмент с 3–5 зубьями. — «ВМ») да самый обыкновенный молоток. Правда, сегодня мастера используют перфораторы и шлифмашинки — они значительно сокращают время черновой обработки и полировки.

СПРАВКА

Сергей Казанцев родился 23 мая 1946 года в Александрове Владимирской области. Начало творческого пути — 1970 год. Народный художник РФ. Произведения скульптора находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, а также в других российских и иностранных музеях и частных коллекциях.    

amp-next-page separator