Игорь Верник (слева) и Юлия Ковальчук в шоу перевоплощений «Один в один». Формат передачи был куплен для России на Западе / Фото: пресс-служба канала Россия-1

Отстоять телевизионные проекты помогает библия

Общество
Передачи на главных российских телеканалах можно разделить на два типа: долгожители отечественного производства («Что? Где? Когда?», «КВН») и купленные за рубежом.

Причем вторых явно больше, так как телевизионные продюсеры чаще предпочитают не рисковать и покупают права на формат у иностранцев.

В частности, у компании «ВайТ Медиа», представляющей в России и СНГ крупнейшего в мире производителя телефильмов и передач голландскую компанию Endemol Shine Group.

— Формат — это описанная идея, — рассказывает «ВМ» генеральный продюсер «ВайТ Медиа» Юлия Сумачева. — Проблема защиты авторских прав в том, что форма выражения (описание) идеи законом защищается, а сама идея — нет.

Так, юмористка Клара Новикова утверждает, что идея передачи «Прожекторпэрисхилтон» принадлежит ей. Но реализовал ее Александр Цекало.

— Я многим о ней рассказывала, — говорит артистка. — Проверяла, как люди реагируют на эту идею. Цекало тогда сказал, что это неформат.

Если бы Новикова написала так называемую библию к своей идее, такой неприятности бы не случилось.

— Библия проекта — это подробнейшее описание его концепции, — уточняет Сумачева. — И именно она охраняется законодательством в сфере интеллектуальной собственности. Это объемный документ. Например, библия проекта «Взвешенные люди», транслируемого на канале СТС, насчитывает более 680 страниц.

А что делать, если библия одного проекта идентична библии другого? Подавать в суд, говорят эксперты. Три года назад Endemol Shine Group так и поступила, когда Первый канал скопировал оригинальный формат ее передачи «Один в один», которую показывал канал «Россия 1». Первый канал решил не мудрить и назвал свое шоу «Точь-в-точь». Был суд. И его вердикт удивил многих — проекты были признаны разными. Юлия Сумачева в то время была как раз продюсером «Один в один».

— Мы заказали исследование, которое провели Современный институт медиа и Всероссийский центр общественного мнения, — вспоминает она. — Результат показал, что 62 процента зрителей считают эти проекты одной и той же программой. При этом абсолютное большинство смотревших, около 80 процентов, посчитали их содержание одинаковым или очень похожим. Но суд решил иначе.

Преподаватель кафедры интеллектуального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина Арина Ворожевич уверена, что защите «Один в один» было за что зацепиться.

— Конечно, копирование одним каналом передач другого можно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию, — поясняет она «ВМ». — Но авторским правом однозначно охраняется только сценарий передачи. Сам по себе формат, как правило, рассматривается как идея и не охраняется авторским правом. Именно поэтому его могут использовать разные субъекты. Но отечественное телевидение не только покупает чужие обкатанные форматы, но и продает свои. Например, формат «Что? Где? Когда?» несколько лет назад был куплен американской телекомпанией ABC. Правда, у североамериканской публики он не нашел такого же отклика, как у нашей. Все дело в менталитете: если у русских в почете придумать нечто эдакое и сбить с толку самые светлые умы современности, то на Западе это скорее чудачество, так как там спрос на зрелищность. В настоящее время уже другая телекомпания из США, Fox, планирует запустить в производство сериал Through My Eyes — он станет адаптацией оригинального сериала ТНТ 2013 года «Моими глазами». Это первый случай, когда американцы купили формат российского сериала. Кроме того, Endemol Shine Group выкупила у «ВайТ Медиа» права на адаптацию оригинального российского сериала «Карамель». Его покажут на Ближнем Востоке.

В разных странах по-разному подходят к разрешению проблемы авторского права. Во Франции суд защитил формат политической телепрограммы «Кризис в прямом эфире» (Crise en direct) на основе специального иска «О введении в заблуждение». В Германии был случай, когда производитель мебели при розыгрыше своей продукции переиначил слоган и эмблему телешоу «Германия ищет суперзвезду» (Deutschland sucht den Superstar). Смысл изменил, но оставил все узнаваемым. Авторы шоу подали в суд, который признал, что нарушение авторского права имеет место быть в виде размывания товарного знака.     

amp-next-page separator