Бронзовый филин поселился под крышей старинного особняка
Тополь-великан растет во дворике старинной железнодорожной станции Лихоборы (ныне один из офисов РЖД). Летом из-за густой зелени кустов его не было видно. Сейчас все еще голо, вот он и показался во всей красе. Измерил основание ствола обхватами своих рук. Получилось примерно шесть метров в диаметре.
Значит, дереву более 100 лет. Живой ровесник Московской кольцевой дороги, запущенной вокруг столицы в 1908 году, ныне Московского центрального кольца. Решили с Сергеем прогуляться дальше.
Вдруг еще что-нибудь заприметим. И точно. На повороте на Михалковскую улицу за зеленым забором типа «рабица» приютился особняк в стиле модерн. Окна забиты металлическими листами. Стало быть, не жилой. По соседству пункт приема цветного металла.
Лохматый барбос, похожий на московскую сторожевую, преграждает нам дорогу. Рычит. Но не злобно. Так, для порядка. Пока веду льстивые разговоры с псом, о том, какой он красивый и умнейший, Сергей пробирается через дыру в заборе. Делает фото фасада, в нише которого угнездилась чугунная хищная птица.
— Тут, наверное, начальник станции жил или еще кто-то из руководства Окружной дороги. Ведь сова или филин — символ мудрости, — выдвинул свою версию Шахиджанян.
— Еще в Древнем Риме каменных и бронзовых сов «селили» под козырьками своих домов сенаторы и философы, — говорю другу.
Старинные постройки в стиле модерн, который легко определить по карнизным завитушкам, в отличном состоянии сохранились до сих пор. И некоторые из них еще действуют. Например, в здании вокзала находится одна из линейных служб Российской железной дороги. Действует водонапорная башня.
Весь проезд Черепановых — сплошной памятник архитектуры, спроектированный известным русским архитектором Александром Померанцевым в 1902–1908 годах.
Стация Лихоборы была центральной из 14 построенных вокруг Москвы. Река Лихоборка, Лихоборские Бугры раньше были пригородом столицы. Тихие дубравы, пойменные леса, чистый воздух привлекали сюда дачников из Москвы. Здесь в 1908 году было открыто паровозное депо. Построены станция, водонапорная башня, ремонтные мастерские, жилые дома для рабочих депо, машинистов, путейцев и другого обслуживающего персонала. Люди работали и тут же жили.
Местные старожилы хорошо знают дом с филином. После закрытия пассажирских перевозок в нем размещалась детская поликлиника. Сейчас дом пустует. Но сюда часто приезжают автобусы с туристами, в основном — иностранцами. Делают фотоснимки отлично сохранившихся строений. Так почему бы в доме с филином не устроить музей московской железной дороги? Уверен, он пользовался бы у москвичей и гостей столицы большой популярностью.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Егоров, историк железнодорожного транспорта:
- Станция Лихоборы была центральной из 14 построенных вокруг Москвы. Здесь в 1908 году открылось паровозное депо. Дом с филином принадлежал начальнику участка тяги. В его обязанности входило руководство всей паровозной службой окружной дороги. По сути это был начальник всей окружной железной дороги.