Человек и Фоторепортер. С большой буквы
Он пришел сам. Без просьб и звонка. В тот момент, когда «Вечерка» начинала выход из кризиса «нулевых лет»: газета меняла собственника и начала непростое возвращение к своему главному заказчику – московскому читателю.
- Знаешь, Лешка (мне посчастливилось проработать с Виктором Васильевичем в «Известиях» почти пятнадцать лет, поэтому отношения наши давно уже были неформальными), а ведь мои первые публикации, еще в студенчестве, еще когда я учился в МГУ, были в «Вечерке». Давай быстро сделаем рубрику «Было-стало». У меня за эти годы снято огромное количество фотографий любимой Москвы. Буду брать старые снимки и сфотографирую те же места сейчас. Может любопытно получиться.
Ахломов успел сделать несколько таких подборок. А потом... Потом мы долго не верили, что его сразил первый инсульт. Что Васильич не появится как всегда неожиданно, без просьб и звонков. И всегда с классной темой.
Это почерк Большого Мастера. Его фирменный, «Ахломовский» стиль: оказываться в нужное время и в нужном месте. В самых непредсказуемых обстоятельствах «вытащить» тот единственный, фирменный кадр, который ныне смело можно называть советской и российской классикой. Ту настоящую фотографию, которую невозможно «выбросить» из газеты ради важной, на взгляд редактора, новости или «горячего репортажа».
Он с трудом воспринимал переход с «пленки» на «цифру».
- Ты знаешь, я ведь жадный. Мне и пленки-то всегда жалко было. Да и мои учителя все время твердили: Витя, береги пленку. Это твой хлеб. Я и берег. Всегда старался снять в дубль, может, два. Ведь, знаешь, главное для фотокора-газетчика, на первом месте не камера и не километры пленки. На первом месте – голова и сердце. Там все заложено. И твоя философия взгляда на наш мир. И твоя страсть. И твоя любовь к человеку, которого снимаешь. Пусть он самый маленький, самый невзрачный, самый незаметный. Ведь этот человек навсегда остается рядом с тобой, на твоих снимках. В твоем личном фотоальбоме. В твоей самой настоящей жизни...
Нас, «известинцев», всегда подкупал его искренний, иногда казалось, чересчур добрый взгляд на мир. Что бы страшного вокруг ни происходило. Он всегда заходил к нам, молодым репортерам, когда кто-то собирался в очередную «горячую точку». И всегда со словами: «Вот вернешься, не бросай ту тему, о которой мне рассказывал на прошлой неделе. Классный может получиться фоторепортаж...»
Я не знаю, почему. Наверное, глядя на известинскую молодежь, он вспоминал погибшего в Афганистане Сашу Секретарева, фотолаборатория которого находилась по соседству с Ахломовской. Но скорее всего потому, что очень искренне, по-настоящему, желал нашего возвращения. В ту семью, которой для него долгие годы была известинская редакция. В которой его знали как «Нашего Витю» - Человека и Фоторепортера с большой буквы.
Светлая тебе память, Виктор Васильевич!
Редакция «Вечерней Москвы» выражает соболезнования родным и близким Виктора Ахломова.