1943 год. Бронепоезд «Московский метрополитен» был построен на деньги, собранные работниками метро / Фото: Архив «Вечерней Москвы»

Неравный бой капитана Есина. Метрополитеновцы били врага под Курском

Общество
В преддверии Дня Победы корреспондент «ВМ» вместе с историками вспомнили о вкладе московского метро в борьбу против захватчиков.

В 1943 году на деньги, собранные сотрудниками метрополитена, был построен бронепоезд. 21 марта 43-го в электродепо «Северное» прошел торжественный митинг в честь передачи нового оружия тем, кто его создавал.

Бронепоезд имел распространенную в тот период конструкцию. В середине состава располагался паровоз, обшитый листами брони. Командный пункт помещался на тендере. Спереди и сзади находились четыре бронеплощадки — две с башнями от танков Т-34 и две зенитных, вооруженных зенитными пулеметами ДШК.

— Экипаж состоял из сотрудников метро, — рассказывает военный историк Юрий Кнутов. — Командиром бронепоезда стал капитан по фамилии Есин.

С первого дня Курской битвы бронепоезд действовал на южном фасе дуги, куда немецкое командование бросило отборные дивизии, оснащенные новой техникой. Капитан Есин получил приказ огнем и маневром прикрыть участок длиной почти 20 километров.

Броне поезд вступил в неравный бой, но свою задачу выполнил. После того как железнодорожный путь был уничтожен, экипаж взорвал состав и отошел.

— Основная цель бронепоездов — прикрывать составы и железнодорожные узлы. Немецкая разведка докладывала: на том или ином направлении нет зенитных батарей. Для пилотов бомбардировщиков неприятной неожиданностью становилось появление бронепоезда, — говорит Кнутов.

Сегодня модель бронепоезда хранится в Центре профориентации столичного метрополитена.

amp-next-page separator