Любовь к Отечеству начинается с чувства ответственности
С чего начинается патриотизм? Начав встречу, Сергей Мокрицкий рассказал, что ответ на этот вопрос ему помогла найти дочь, когда ей было всего пять лет. Однажды она показала папе рисунок, и он сказал, что нарисовано не очень красиво. На что дочь ответила: «Красиво, если любишь».
— Для меня патриотизм начинается с любви, — сказал режиссер. — Патриотизм — это когда есть что защищать. Если что-то любишь, чувствуешь ответственность — значит ты патриот.
— Мы живем в такое время, когда мир становится многополярным. И мы отвечаем за то, что будут знать наши дети.
Что мы могли бы передать детям в качестве мотивации, чтобы воспитать у них патриотизм? — спросила заместитель директора по воспитательной работе школы № 1329 Татьяна Захарова.
— Человек сталкивается не с многополярностью мира, а с самим собой, — отвечает режиссер. — Надо дать ребенку правильные установки — что такое хорошо, а что такое плохо, дать перспективу, чтобы он понимал, что его умения, знания могут привести к чему-то важному. Но с другой стороны, нужно и самим соответствовать тем идеалам, которые хочешь привить ребенку.
Что касается воспитания патриотизма, то одна из этих функций, конечно, пропагандистская. По мнению Мокрицкого, это мощнейший инструмент. Он рассказал, что в 1942 году на оккупированных фашистами территориях местным жителям показывали немецкие фильмы на русском языке — и художественные, и хронику. Они тоже были пропагандистскими, но призывали совсем к другому. Механизмы пропаганды во всех странах одинаковы. И здесь все зависит от того, насколько человек хочет воспринимать пропаганду.
— Патриотизм начинается со слова, — согласилась руководитель структурного подразделения профессиональной деятельности Романовской школы Александра Забарина. — Сначала было слово и, конечно, вера. Если мы, педагоги, сами верим в то, что говорим, если знаем, какие хотим привить чувства детям, тогда все и сложится.
Воспитывать молодежь нужно не только на примерах героической борьбы на фронтах, но и на подвигах тех, кто в военное время трудился в тылу, считает учитель русского языка и литературы Центра образования № 1601 им. Героя Советского Союза Е. К. Лютикова Анна Коновалова.
— Мы привыкли, что герои — это фронтовики, а про тех, кто был в тылу, порой забываем. Нужно воспитывать патриотизм и на примерах таких людей, как герой фильма Сергея Мокрицкого «Я — учитель».
В фильме рассказывается об обычном учителе, оказавшемся на оккупированной территории. И о том, что защищать Родину можно не только с оружием в руках.
— Обо всем этом надо говорить, — уверен Сергей Мокрицкий. — А сколько и что из всего этого дети воспримут, во многом зависит от того, что мы смогли заложить в их умы и души. Так что будущее, по большому счету, зависит от нас.