Звуки зачарованного леса передаст дробь барабанов
Из-за приоткрытой двери доносятся волшебные звуки. Воображение рисует сказочные картины зачарованного леса. Я на «Университетской субботе» в Академии им. Гнесиных. Разве ударные могут звучать так нежно и мелодично? Захожу. Зал полон школьников разных возрастов, некоторые пришли с родителями. Здесь — царство ударных. Илья Мелихов, энергичный молодой человек, лауреат международных конкурсов, оказался старшим преподавателем кафедры ударных инструментов. Он с увлечением рассказал о звуках и истории появления ударных: — Основа любой музыки — ритм. Древний человек во время обрядовых ритуалов отбивал ритм сначала ладонями, потом придумал, как делать инструменты. Ударные — самые древние инструменты на земле. Для создания ударных требовался минимум затрат. Барабан делали из дерева и кожи, для усиления громкости снизу крепили жилы. Из металлического прута получился треугольник, звучащий, как звоночек. Взяли тыкву, насыпали туда муки — получился маракас. Кусок дерева, обтянутый кожей, — бубен. А в ХIХ веке придумали, как имитировать звук колоколов — его дают металлические трубки с углублением в виде чашечек.
Первый ксилофон появился на Востоке и был сделан из дерева. Постепенно он увеличился в размерах и превратился в маримбу.
Студентки Марина Логинова и Оксана Поздняк виртуозно сыграли «Альборада» Мориса Равеля, переложение для двух органных маримб. А студент Денис Морозов исполнил сочинение для маримбы сербского композитора Н. Й. Живковича Homo Вalсanicus, ему удалось перенести слушателей в горную страну. Кристина Дзейтова представила на вибрафоне зажигательную джазовую композицию Марка Глентворда «Взорванная тишина».
— В оркестре есть барабаны разного размера, продолжал лекцию Илья Мелихов. — Они называются мембранофоны. Литавра — гибрид мелодического мембранофона, на ней играют мягкой палочкой. Если дирижер — голова оркестра, то литавры — его сердце. У школьников вызвала удивление и восторг игра Ксении Чуйко сразу на шести литаврах.
— На кафедре учат играть на барабанах так, чтобы вызвать у человека эмоции, — пояснял Илья Александрович. — Звучание инструментов может быть разным: от мягкого и успокаивающего до бравурного.
Возможность попробовать отбить ритм на ударных инструментах предоставили всем желающим.
— Я бы хотел учиться у вас! Как поступить в Гнесинку? — спросил Захар Журавлев, ученик 7-го класса.
— В академию поступают после музыкального училища. Чтобы стать студентом училища и учиться играть на ударных, не обязательно иметь диплом музыкальной школы, —пояснил Илья Мелихов.