Школьница Маргарита Маркова примерила на себя роль машиниста поезда железной дороги. Все работники «железки» в Кратове — дети: от станционного смотрителя до путейщика / Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Один длинный, три коротких. Внимание, ретропоезд отправляется

Общество
Рельсы-рельсы, шпалышпалы, едет поезд от станции Пионерская до станции Юность. Ведет состав шестнадцатилетняя Маргарита Маркова. Невозможно, скажете вы? Но на маленькой железной дороге это нормально. 25 мая на открытии юбилейного, восьмидесятого сезона Московской детской железной дороги в Кратове побывала корреспондент «ВМ».

За окном мелькают многоэтажки. Ветки деревьев норовят пролезть в открытые окна пассажирских вагонов. Прохожий собирается перебежать дорогу, но, услышав бас гудка тепловоза, с опаской отходит подальше.

— Маркова, расслабься, — хлопает девушку по плечу инструктор-машинист Станислав. На высоком лбу Риты от напряжения выступает испарина.

К третьему году обучения в кружке «Юный железнодорожник» девушка попробовала все специальности. Сейчас она первой сдала экзамен и получила право открывать сезон. Вообще женщин в машинисты не берут, поэтому это уникальный шанс. Как и дедушка с бабушкой, Рита собирается посвятить «железке» жизнь.

— Большая страна не может без железных дорог, — по-взрослому рассуждает девушка. — Еще в ней есть что-то душевное.

Во время сезона, с мая по август, Рита почти каждый день приезжает в Кратово. Домой приползает к вечеру. Мама смеется, «локомотивы драишь, а на полы сил не остается». Голубой пятивагонный состав с локомотивом почти ничем не отличается от обычного, только меньше — как из мультфильма про Чебурашку и Крокодила Гену.

Юные железнодорожники отправляют по четыре таких поезда в день. Настя Морозова держит свернутый желтый флажок — поезд готов к отправлению. Оля Успенская помогает малышне, первым пассажирам в сезоне, забраться в вагон. Первокурсник кружка Ваня Смирнов дежурит у подвешенного на кронштейн колокола «Варяг». Состав отправляется — один длинный звонок, прибывает — три коротких. За семь лет обучения дети пробуют себя во всех специальностях. Отличишься — сделают машинистом, а сначала изволь стрелки переводить и составы мыть. И если в школе можно схалтурить, то здесь — нет.

— Наши инструкторы ходят по школам, набирают новые группы, — рассказывает инструктор Московской детской железной дороги Наталья Соколова. — Часто мы видим оголтелых, неуправляемых детей. А у нас каждое распоряжение инструктора выполняется беспрекословно.

Инициатива создания детской узкоколейки в Кратове принадлежит детям. В середине тридцатых годов XX века здесь жили железнодорожники. Их дети захотели себе железную дорогу и построили ее в 1935 году. Потом идея разошлась по городам. Сейчас в России 26 таких дорог, в Московском регионе эта — единственная. Тут всегда немало иностранных туристов, которые фотографируются с детьми-железнодорожниками как с достопримечательностями. Всех манит романтика железных дорог.   

amp-next-page separator