Этот год для проекта по развитию городского проката велосипедов в столице — юбилейный. Проект был запущен ровно пять лет назад / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Владимир Верхошинский: Москва становится по-настоящему умным городом, а по некоторым направлениям определенным эталоном и примером для подражания

Общество
6 июля в Москве стартует одно из важнейших городских событий года — MOSCOW URBAN FORUM. О том, почему и насколько идеи форума вошли в жизнь Москвы, как они повлияли на развитие столицы и каким образом основные тренды меняют мировоззрение и мышление людей, «ВМ» говорит с членом правления Банка ВТБ Владимиром Верхошинским.

Владимир, Банк ВТБ участвует в MOSCOW URBAN FORUM уже несколько лет. Изменилась ли городская среда столицы? Если да, то какова динамика изменений?

— Действительно, уже четвертый год ВТБ выступает стратегическим партнером форума. Изменения, конечно, есть, и их сложно не отметить. Вначале это было скорее венчурное мероприятие, на которое собирались представители разных городов, финансовых корпораций, архитекторы, планировщики. Но с каждым годом все больше ощущается прикладной характер форума.

Мне кажется, что те теоретические кейсы из мировой практики — Барселоны, Мадрида и Нью-Йорка и т.д. — которые обсуждались на первых форумах, Москва уже успешно реализует. Более того, по многим направлениям наша столица становится неким эталоном, и какие-то новинки начинают черпать у нас самих. С каждым годом все активнее развивается инфраструктура, мы видим реальные инициативы и проекты, меняющие жизнь города как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения технологий. Москва становится по-настоящему умным городом.

Какие электронные продукты для москвичей может предложить банк?

—Группа ВТБ активно сотрудничает с городскими властями в части цифровых платежных сервисов. ВТБ обеспечил удобные инструменты оплаты услуг по широкому спектру проектов, реализуемых городом, в том числе и через портал мэра и правительства Москвы (mos.ru). К примеру, совместно с департаментами информационных технологий и образования в рамках проекта «Электронная карта в образовании» мы запустили сервис по пополнению лицевых счетов учащихся для безналичной оплаты питания в школьных столовых. Кроме того, банк поддерживает и развивает безналичную оплату парковок через мобильное приложение «Парковки Москвы». И это только два примера из широкого перечня проектов, в которых банк сотрудничает с правительством Москвы.

На одной из лекций перед студентами вы рассказали, что при разработке банковских продуктов используете дизайн-мышление. О каких продуктах идет речь?

— Выделю три наших продукта: карта «Супер3», программа «Люди дела» и сервис по оплате ЖКХ. Это самые удобные, объемные и коммерчески успешные проекты, выгодные как банку, так и горожанам. Недавно ВТБ запустил карту «Супер3» — это цифровой продукт, исключительно для Москвы. В дебетовую карту интегрировано приложение «Тройка» для отплаты проезда на городском транспорте. Разрабатывая карту совместно с Департаментом транспорта, мы решили, что при оплате покупок в магазинах, совершении переводов и прочих операций с помощью карты будем возвращать на нее не мили или бонусы, а начислять реальные деньги для оплаты проезда в метро. Вот это и есть применение дизайн-мышления на практике: способ выявить новые продукты и сервисы, необходимые клиентам.

То же самое и с сервисом оплаты жилищно-коммунальных услуг. Банк постарался максимально упростить эту не самую популярную процедуру — чтобы произвести оплату, клиенту необходимо лишь сфотографировать своим смартфоном штрих-код с бланка единого платежного документа и указать месяц. Не нужно куда-то ходить и вбивать реквизиты.

Мы обратили внимание на сегмент бюджетников, которые уже давно не являются низкооплачиваемыми слоями населения. В основном это люди с высшим образованием, финансово грамотные, ответственные и дисциплинированные, с уважением относящиеся к государству и банкам. Специально для них пять лет назад мы создали программу «Люди дела», в рамках которой предлагаем льготные условия по продуктам банка для всех работников бюджетной и муниципальной сферы. За время действия программы клиентская база у нас выросла быстрее, чем у других крупных банков.

Как развивается проект ВТБ, связанный с общественным транспортом?

— С Департаментом транспорта города Москвы Банк ВТБ активно работает в статусе стратегического партнера. Нам интересно реализовывать технологии для нужд города. Так, Группа ВТБ оснастила Московский метрополитен банкоматами и платежными терминалами по оплате проезда, в том числе бесконтактного. Сейчас там работает более двух тысяч POS-терминалов, через которые посетители метро могут оплачивать проезд по карте или с помощью смартфона. Доля пассажиров, использующих данную технологию, превысила 12%. А количество бесконтактных транзакций за май достигло трех миллионов. Понятно, что это не только разовые поездки, люди покупают и проездные. Но это, безусловно, удачный проект, который позволил повысить качество обслуживания пассажиров и снизить время на покупку билетов. Еще один пример нашего плодотворного сотрудничества с городом в части транспортной инфраструктуры — развитие городского проката велосипедов. Этот сезон для велопроката юбилейный. Проекту уже пять лет.

Планируется ли дальнейшее развитие велопроката в столице? Чем вы измеряете пользу, которую он приносит горожанам и банку?

— С начала этого сезона уже совершено около 900 тысяч поездок. Это огромная цифра. И мне кажется, что велопрокат в Москве уже стал неотъемлемой частью инфраструктуры. Горожане стали активно использовать велосипеды именно для деловых поездок по городу. Мы финансируем этот проект вместе с мэрией на паритетных началах, это достаточно дорогостоящее мероприятие, как и в других странах. Для банка это — имиджевая инвестиция, проект, который мы с удовольствием поддерживаем.

А сами катаетесь на велосипеде?

— Когда удается — обязательно!

Вы говорили о том, что у банка есть предложения, связанные с социальной картой москвича.

— Да. Как вы знаете, в Москве проект «Социальная карта москвича» (СКМ) действует уже 15 лет. И в этом году мы совместно с правительством города, ЦБ, Национальной системой платежных карт предложили ряд нововведений. Провели пилотный проект по выпуску социальных карт москвича на картах «Мир». По закону с 1 июля 2017 года все бюджетные выплаты должны зачисляться именно на карты Национальной платежной системы. Поэтому банк уже в июне завершил подготовительные работы по выпуску всех типов СКМ на «Мире». Сейчас работаем над еще одним «пилотом» — переводом зарплаты бюджетников Москвы на карту москвича. К ней будут привязаны все электронные продукты банка. Это в наших интересах: если не дать человеку весь необходимый сервис, то он перейдет в другой банк.

Расскажите о теннисном турнире «Кубок Кремля». Правда ли, что в этом году у клиентов банка есть возможность посетить турнир бесплатно?

— Группа имеет давние партнерские отношения с крупнейшим теннисным турниром России, его название сейчас — «ВТБ Кубок Кремля». И уже не первый год мы приглашаем москвичей, и в особенности наших клиентов, бесплатно посетить турнир по социальным картам москвича и пластиковым картам нашего банка. Для нас это не только спортивное мероприятие. Такие проекты добавляют красок в жизнь москвичей.

СПРАВКА

Верхошинский Владимир Вячеславович родился в 1981 году.

Окончил Финансовую академию при правительстве РФ по специальности «Финансы и кредит». Имеет степени Master of Business Administration и Public Management Program Стэнфордского университета (США). Работает в Группе ВТБ с 2009 года. С 2009 по 2011 год в Банке ВТБ занимал должность вицепрезидента, начальника управления корпоративного развития и стратегии.

В январе 2012 года перешел в Банк Москвы, где отвечал за развитие розничного бизнеса, ипотечного кредитования и частного банковского обслуживания, а с 2015 года — также за развитие малого бизнеса в должности заместителя президентапредседателя правления.

В мае 2016 года в рамках объединения двух банков — Банка ВТБ и Банка Москвы — перешел в Банк ВТБ, где продолжает отвечать за розничный бизнес в должности члена правления.

КСТАТИ

В рамках концепции «Умный город» за последние годы в столице реализован ряд крупных проектов внедрения информтехнологий. Среди них: единая информационная медицинская система, информатизация образования, применение ИТтехнологий в жилищнокоммунальном хозяйстве и безопасности, госуслуги в электронной форме, порталы электронного взаимодействия с москвичами.   

amp-next-page separator