11 февраля 2005 года. Подводную лодку буксируют на стоянку по Каналу имени Москвы  / Фото: Владимир Гердо

Канал имени Москвы — главная артерия мегаполиса

Общество
В субботу, 15 июля, Каналу имени Москвы исполнилось 80 лет. 15 июля 1937 года канал, который на тот момент носил название Москва–Волга, был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

Это гидротехническое сооружение можно считать уникальным. Канал глубоководным путем соединил Москву-реку с Волгой, тем самым превратив столицу в порт пяти морей и обеспечив ее ценнейшим природным и транспортным ресурсом. Миллиарды кубических метров воды и четыре тысячи километров водных путей связывают 12 регионов России. И по сей день по каналу передвигаются множество судов, миллионы пассажиров и колоссальные грузы.

— Cегодня мы занимаемся комплексной модернизацией, которая позволит раскрыть и увеличить потенциал канала, — отметил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Одним из важнейших направлений его деятельности является водоснабжение и санитарное обводнение рек столичного региона для улучшения их состояния и сохранения экосистемы. Лишь в 1947 году, в честь 800-летия столицы, Канал Москва–Волга был переименован в Канал имени Москвы.

Большую роль в его создании сыграла структура исправительных лагерей, ведь при строительстве активно использовался труд заключенных. Был даже построен отдельный лагерь — Дмитровлаг.

— Сложно себе представить, но Москва-река на 80 процентов состоит из Волги, — рассказал руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. — Она поступает через систему гидроузлов и сливается с Москвой-рекой недалеко от метро «Щукинская». Столица ежесекундно расходует 10 кубометров воды, а принимает через канал 35, или около 1,5 миллиарда кубов в год. Если бы не вода, поступающая по каналу, столица столкнулась бы с экологической и техногенной катастрофой: в начале 1930-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд.     

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!   

amp-next-page separator