Актер Юрий Стоянов во время пресс-джанкета, посвященный проекту «Кино на сцене» в театре имени М.Н.Ермоловой в Москве / Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

Азарт Фехтовальщика

Общество
60-летие отметил актер театра и кино Юрий Стоянов. широкому зрителю артист хорошо знаком по передаче "Городок", где он сыграл, наверное, тысячи разных ролей...

Юбилей актер встретил на море, куда отправился вместе с семьей. С личного и началась наша беседа.

Юрий Николаевич, как относитесь к юбилеям? Один большой поэт сказал: «Не юбилейте!»

— С поэтом полностью согласен. Мой юбилей — праздник для родителей, благодаря которым я живу. Все дело в генетике. День рождения отметил с семьей на море. Семья из шести человек — пока так. В октябре состав расширится, ждем пополнения — у меня три дочери.

Тогда вы должны знать семейного счастья…

— Давать советы бессмысленно. Всему учат годы и биография. Единственное, что могу дать в качестве напутствия: научитесь отделять любовь от страсти. Это разные чувства и понятия.

Любовь длится вечно, а страсть — временна?

— Дело не в продолжительности чувства. Феодальное желание обладать, а страсть — это обладание, еще не является любовью. Любовь — состояние, когда одновременно и покой, и счастье, и любовь, которая не связана с обладанием. Правда, в традициях русской поэзии и литературы покой и счастье в любви невозможны.

В России любят страдать. А благодаря литературе, театру и кино мы наше страдание распространяем по всему миру.

— Если страдать бесконечно, можно написать несколько хороших стихотворений, поставить спектакли, сочинить музыку... Страдать надо не из-за любви. А вотсострадать людям — другое дело. Страдать из-за своих чувств — это эгоизм и жалость к себе. Тогда как сострадание — действенное.

Говорят, в юности вы писали стихи.

— Не стихи. Писал тексты песен. А стихи — это для больших поэтов: Пушкина, Лермонтова, Бродского и других великих авторов. А я и сейчас песенки пописываю, вдохновение меня не покинуло.

Извините за долю горечи — день рождения вашего друга и партнера Ильи О лейникова в один день с вашим. Как часто вспоминаете его?

— С Олейниковым у меня разница ровно в 10 лет. Конечно, я думаю о нем. Как это ни покажется странным, мой внутренний разговор с Ильей продолжается по сей день. Угадываю, придумываю — как бы он оценил тот или иной поступок, шутку, образ.

К вашему юбилею вышел фильм «Никогда не поздно». Действительно так считаете, что «никогда не поздно»?

— Например, в профессии я не в равном положении со своими коллегами. Огромный кусок жизни отдан тому, чтобы быть на виду и на слуху. Скажем так, мои возможности шире, чем у коллеги в Набережных Челнах. Правда, на пробах в кино все мы в равном положении, и очень даже может повезти актеру из провинции. Так что в моем случае — никогда не поздно продолжить. Да и ничего нового я не начинаю. Картины не пишу, балеты не ставлю. Занимаюсь своим делом. Теперь бы не потеряться.

Илья Олейников и Юрий Стоянов после получения премии ТЭФИ за передачу «Городок». Фото 2001 года  / Фото: Дмитрий Коробейников/РИА Новости

Опять-таки в юности вы профессионально фехтовали. С фехтованием не завязали?

— В моем случае фехтование не талант. Я приобрел этот навык упорными и долгими тренировками. К огромному сожалению, мои маленькие умения в фехтовании пока не пригодились ни в кино, ни в театре. Правда, в спектакле «Женитьба» на сцене Московского художественного театра я уговорил режиссера Игоря Золотовицкого использовать тросточку как скрытую шпагу, и в результате получился пассаж фехтования. А в кино... Посылал в пространство сигналы фехтовать: готов был сниматься бесплатно! Но никто меня не услышал. Есть роман «Учитель фехтования», и в его экранизации я мечтаю сыграть. Азарт фехтовальщика во мне живет.

И что это за азарт?

— Это умение дать отпор. Поэтому программу «Городок» придумали. Нас никто не видел, не слышал, но мы сами себя увидели и услышали. Все получилось.

В БДТ вы играли в спектаклях самого Товстоногова. Но не были там востребованы...

— Слава богу, что не был востребован. Не возникало бы этого зуда, желания самореализоваться, желания придумать свою историю. Из этой невостребованности вырос «Городок».

Телевизионный опыт не помешал вам играть большие роли в театре и в кино?

— Нет, я никогда не был шоуменом. Вел всего две настоящие передачи — «Большую семью» и «Живой звук». У меня нет чувства обиды на то, что я серьезный артист, а вы воспринимаете меня как клоуна. Клоун — высочайшее проявление актерства.

Где вас можно увидеть в ближайшее время как артиста?

 В Москве, в МХТ в спектакле «Женитьба». Снимаюсь в двух полнометражных картинах и двух сериалах. Недавно закончили съемки «Неуловимых» для канала НТВ. У меня там замечательная партнерша — Оксана Фандера.

Где вы сейчас живете?

— Живу в Москве, часто бываю в Петербурге. Москву люблю с юности. Я ведь в ГИТИСе учился. Потом работал в Петербурге. Но во мне не было петербургского снобизма. Москву обожаю глазами, сердцем, желудком. Большой, открытый город и очень вкусный.

Говорите о Москве как о сладкой женщине.

— Москва — как удачный брак: когда женщина и красивая, и умная, и вкусно готовит. Но и про Петербург говорить плохо не могу. Москву люблю, а за Питер болею.

ДОСЬЕ

Родился в 1957 году в поселке под Одессой.

Учился в студии киноактера при Одесской киностудии, затем в Московском государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского (ныне ГИТИС).

Снялся в десятках фильмов и телепроектов. Неоднократный лауреат премии ТЭФИ. Народный артист России.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!  

amp-next-page separator