Активный участник движения по защите прав потребителей, глава комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников (слева) и муниципальный депутат района Ясенево Антон Николаев изучают качество овощей в ходе рейда по сетевым магазинам района / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Помогут ли штрафы для производителей фальсификата избавить рынок от подделок

Общество
Председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин считает, что одними штрафами напасть не изжить.

— Алексей Евгеньевич, наказать виновного рублем — это ведь любимый способ воздействия в нашей стране. Неужто не поможет?

— На самом деле не одну нашу страну эта проблема терзает, рост фальсификата идет по всему миру. Вот буквально вчера занимались фальшивым ковролином. Казалось бы, его-то зачем имитировать? А вот подишь ты: оказывается, есть хороший бельгийский ковролин, который научились подделывают белорусы. И потребителям от этого двойной ущерб. С одной стороны, мы, естественно, переплачиваем, так как бельгийский дорогой, а с другой, эта фальшивка выделяет всякую дрянь, которой мы вынуждены дышать.

Подобных примеров — масса. Решит ли проблему увеличение штрафов? Не думаю. Потому что нужно менять всю систему защиты прав потребителей и борьбы с фальсификатом. Какие-то подвижки уже есть.

Например, серьезным шагом стал 31-й указ президента, благодаря которому появилась госкомиссия по противодействию контрафакту, потом при ней создали госсовет. В апреле он принял наше предложение о создании при каждом субъекте РФ межведомственного координационно-совещательного органа по защите прав потребителей. Для чего мы это пробивали? Для того чтобы в итоге объединить все структуры, чтобы вот сели они за одним столом и сказали: «Есть несертифицированный ковролин. Кто его продает?» — «Магазин «Вселенная ковролина» — «Что можно сделать, чтобы они больше не обманывали покупателя?» И дальше принимаются оперативные решения: лаборатории быстро проводят экспертизу, МЧС накладывает штраф, потому что ковролин горючий, и есть опасность пожара, полиция передает информацию белорусским коллегам, те ловят изготовителя с поличным...

У нас ситуация с фальсификатом достигла такого уровня, что это уже угрожает национальной безопасности. Роспотребнадзор, который в принципе не может сосредоточить на себе все полномочия по борьбе, проблему не решит. И Россельхознадзор, и все другие отраслевые «надзоры». Нужен единый исполнительный орган с серьезными полномочиями, этакая потребительская полиция.

— То есть нужно создать очередное ведомство, которое будет пять лет разбираться в вопросе, а потом еще пять лет думать, как его решить?

— Нет, мобилизацию можно провести достаточно быстро. И наступать надо по всем фронтам. На базе выработанной стратегии проработать законодательство, и не урывками, как сейчас, — тут повысим штрафы, там повысим, а глубоко, с изменением налогообложения, широким вводом обязательной электронной сертификации, активной поддержкой общественности, которой тоже нужно делегировать контрольные функции.

Можно взять пример Германии, где государство финансирует общественные организации потребителей, и те, поскольку не заинтересованы в коррупции, отлично противодействуют распространению фальсификата.

Это, конечно, непросто — взять и экономику развернуть, но пора уже, пора. Причем надо брать тему фальсификации широко — не только в торговле, но и в медицине, образовании, других сферах.

Недавно разговаривал с одним дипломированным юристом, он не знает, чем отличается законодательная власть от исполнительной, а про самоуправление вообще ничего не слышал. Собирается в муниципальные депутаты. Это же явный фальсификат в плане образования.

И, кстати, о муниципалах. Усилия органов местного самоуправления тоже надо объединять. Не многие знают, но в Москве, например действует 56-й закон об организации органов местного самоуправления, а в нем есть статья 8, по которой эти самые органы должны рассматривать жалобы потребителей. То есть человек, купивший в магазине шаговой доступности какой-нибудь суррогат, может прийти к муниципальному депутату и потребовать наведения порядка. Получается, закон фактически вводит муниципальный контроль в этой сфере. Другое дело, что Мосгордума пока не выработала для него конкретных механизмов, но мы с ней тесно взаимодействуем, так что все будет. Вообще роль общественности крайне важна.

Вот я, когда иду за покупками, всегда спрашиваю товарно-сопроводительные документы. Недавно шел мимо Лобковского переулка, там клубнику продают. Якобы из Удмуртии. Спрашиваю документы — меня мягко посылают. Потом разговорились — торговец искренне не понял, зачем мне эти бумаги. Я объяснил, что хочу нашу клубнику купить, а не китайскую химию. Тот задумался… А если так любой покупатель будет поступать?

— А почему покупатель каждый раз в магазине должен подменять собой Роспотребнадзор, сверять слепые ксерокопии, выявлять признаки подделки? Почему на наши плечи перекладывают чужие профессиональные функции?

— По логике, вы правы. Государство должно обеспечивать нашу безопасность. Но оно состоит из нескольких сегментов, в том числе и из гражданского общества. Любая власть, бизнес, торговля склонны, если их не контролировать, совершать «перегибы на местах». Поэтому надо контролировать. И иметь общее представление о безопасности продуктов. Сейчас самая большая просветительская заслуга — у журналистов. Сколько потребительских программ выходит, сколько публикаций, фильмов. Но этого мало. Просвещать надо со школьной скамьи, чтобы мы с детства не тянули в рот всякую дрянь. Ну и готовить профессионалов для торговли надо, конечно.

— Но у торговца главная мораль — прибыль.

— Да, многие бизнесмены наши так и рассуждают. Но задача торговли— не извлечение выгоды, а формирование своего круга потребителей, если по уму. Патриарх даже с этим согласен, почитайте его работы. Или откройте все последние зарубежные учебники по бизнесу... От прибыли никто не отказывается, но если у вас не будет своего круга покупателей, она будет мизерной. А круг создается честностью и ответственностью. Поэтому профессиональная подготовка бизнеса — это очень важный момент. Ну и контроль, конечно.

Вот взять Москву. Отличная же идея с ярмарками выходного дня — дать места российским фермерам продавать по ценам ниже магазинных. Я хожу на них постоянно, со многими продавцами знаком, разговариваю. Часто спрашиваешь— откуда продукция? «С Фуд-сити», — говорят. А откуда она туда поступает? — «А мы не знаем». Ну и цены там уже часто такие же, как в магазинах. Это же надо контролировать.

Или вот стали появляться киоски в отремонтированных подземных переходах. Делали недавно рейд с председателем комиссии МГД по законодательству Александром Семенниковым — фальсификата полно. Подали на Гормост в суд. Он твердит, что ни при чем— мол, мы сдали площади торговцам в аренду, а что они там продают — не наше дело. А ведь Гормост — это не частная лавочка! Почему собственник, сдающий квартиру в аренду, несет ответственность за то, что там происходит, а ГУП — нет? В общем, проблему надо решать, но решить ее можно только всем миром — начиная с личной позиции каждого из нас и заканчивая серьезными, фундаментальными вещами на уровне законов и госполитики.

ТОП-5 САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ РОССИЙСКИХ ПОДДЕЛОК

  1. Спиртные напитки 2,5 (лидеры — водка и коньяк)
  2. Продукты (сыр, сметана, мед, мясные консервы, икра, крабовые палочки)
  3. Лекарства (чаще антибиотики, болеутоляющие, препараты для ЖКТ)
  4. Табачные изделия и сигареты
  5. Автозапчасти и масла

ПО ТЕМЕ

Неподдельная борьба: профессионалы против фальши

Представители столичного бизнес-сообщества рассказали «Вечерке», как, на их взгляд, можно побороть проблему фальсификата.Виктория Андреянова, дизайнер и глава Дома моды:

— Бессилие — это то чувство, которое я испытала, увидев на выставке рядом с нашим стендом украденную у нас же модель. А действительно, зачем что-то придумывать, иметь в штате дизайнеров, конструкторов и технологов, содержать цех лаборантов для отшива образцов? Это же очень затратно, и неизвестно, окупится ли(далее...).

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator