Неуловимая Девушка с веслом. Была да сплыла
На днях мой друг Миша прислал фотопортрет некой дамы. На первый взгляд — Девушка с веслом.
Но я ни разу не видела таких спортсменок — центр тяжести был явно смещен. Может, это мать-героиня или кормилица при доме малютки? Но зачем тогда весло...
Подпись под изображением звенела эхом пощечины общественному вкусу. Царицынские старожилы возмущены кажущейся наготой сухопутной гребчихи. Дело в том, что постамент установили посреди клумбы в районе Царицыно, и никаких водоемов поблизости нет.
Зато у дамы есть странные следы на ногах, напоминающие голенища рыбацких ботфортов до пояса.
То есть сапоги как будто бы есть, а всей остальной одежды как будто бы нет.
Мне уже мерещились новости: «Жесткую душевную травму получила 75-летняя жительница Царицына. Субботним утром она вывела свою внучку на прогулку, но в срочном порядке вынуждена была вернуться домой. На их пути стояла вооруженная веслом непристойная женщина из гипса.
— Улица приобрела аморальный облик, — пожаловалась потерпевшая Зинаида Назаровна. — Теперь не только ребенка на улицу не выпустишь — сам лишний раз не выйдешь...
Общественность двора возмущена. ГБУ «Жилищник» решает вопрос с поставщиком статуи».
Дусенька, моя впечатлительная такса, икнула.
Сердце чуяло подлог. Эта новая Девушка с веслом — шальная пуля из девяностых. Мне уже слышалось ржание бритых братков, перед глазами заходили малиновые пиджаки. С этим невозможно было жить. Я должна была своими глазами увидеть чудо-юдо. Дульсинея вооружилась палочкой, и мы отправились в культпоход.
Откуда вообще взялась эта идея? В советские тридцатые скульптор с русским именем Иван, русской фамилией Иванов и псевдонимом Шадр изваял ее — новую женщину нового мира, освоившую необычный вид спорта — греблю.
Она труженица, комсомолка и просто красавица — новая мудрая Афина, только вместо воинственного копья в ее руках знак мирной созидательной жизни — спортивное весло.
Чуть ли не советская статуя Свободы. А свобода, как известно, приходит нагая. Вполне логично, но не вполне прилично — решили советские товарищи. И отдали ее в дар куда подальше.
Следующая Девушка с веслом была уже более одетой, но не менее прекрасной. Символ советского спорта, олицетворенный лозунг, в котором все здоровое: и тело, и дух, и образ жизни.
Скульптура стала настолько популярной, что до сих пор ее название нарицательное. И почему-то поднимает настроение. Можно провести эксперимент: попросить кого-нибудь произнести «девушка-свеслом» — и смотреть, как озадаченное лицо подопытного начинает улыбаться.
Третий наплыв ностальгической идеи Девушки с веслом состоялся в наши дни. Счастье привалило на Бакинскую улицу, к дому 2.
Где эта улица, где этот дом? Битый час промучив Дусеньку блужданиями под дождем, я ретировалась к исходной точке, к метро.
Вдохновившись размышлениями о советском прошлом, мы решили не сдаваться и отправились на второй заход.
«А у нас во дворе, — напевала я по пути, — есть скульптура одна.
Никому из жильцов не понятна она».
Странное дело с этой современной бетонной барышней. Первый вариант скульптуры не устроил то ли заказчиков, то ли еще кого.
Хотя девушка вроде была вполне одетого и спортивного вида. Получилось почти как в фильме: «Упал.
Потерял сознание. Очнулся — гипс». Так и местные жители: проснулись и увидели ее, бетонную.
А потом глядь — нет ее. А потом снова раз — и появилась, но уже заматеревшая и без одежды. Какието неуловимые девушки с веслами пошли.
Мы шли, поворачивали, сверялись с картой, снова шли... И тут я поняла. Ее убирают, она возвращается. И становится при этом все страшнее и страшнее.
В одном из переулков бетонного оттенка Дусенька внезапно остановилась и, оглянувшись назад, зарычала. Последовать ее примеру я не решилась. За спиной сквозь шум дождя слышались шаги каменного гостя. Точнее — гостьи.
Дульсинея рванула первой.
Когда силы нас покинули, я схватилась рукой за желтый забор. Где мы? Напротив висела вывеска: «Больница № 14 Психиатрическая.
Улица Бехтерева, 15, строение 7».
Кукушка в моей голове, вылетев из часов, пробивших два часа пополудни, отчетливо сказала: «Ку-ку».
Так закончился второй час наших бесплодных исканий. Дусенька решила взять ситуацию в свои лапки. Заодно она взяла след и привела нас к местному жителю.
У него мы и узнали точное место дислокации этой... девушки.
Веря словам очевидца и не веря своим глазам, мы обошли тот самый дом четыре раза — вдоль, поперек, по диагонали и зигзагом, разве что подъезды не проверили. Но факт был не менее упрямым, чем мы. Клумба есть, а девушки нет! Она снова ушла от нас. Была, да сплыла.
Я достала фотографию пропавшей Девушки с веслом. Хорошо, что мы не встретились. Самым страшным в ней был не голый пуп. Она была вульгарной и грубой, с не выражающим ничего лицом.
В обнаженной статуе нет ничего шокирующего и «неприличного». Настоящая красота воспринимается как поэзия или музыка. Многие дети видят музейные статуи и картины еще до того, как отправляются в школу. И никакой цензуры, к счастью, там нет.
Никому не приходит в голову обвинять в чем-то Русалочку или Аполлона Бельведерского (а он даже без кленового листочка, между прочим, и в обморок никто не падает).
И сейчас, я уверена, не смутила бы даже 75-летнюю Зинаиду Назаровну обнаженная гребчиха, будь она произведением искусства. Но наша статуя, судя по всему, была фабричным браком.
С этого и надо было начинать, а не с костюма.
Видимо, мы не доросли до состояния, когда хорошо — это «искусство в массы», а не баба с веслом.
Призрак соцреализма покружил над этой историей, плюнул и улетел строить светлое будущее в другие дворы.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!