Студенты исторического факультета МПГУ Анастасия Золотарева и Юрий Власов рассматривают плакаты выставки, посвященной 75-летию победной операции «Уран» советских войск под Сталинградом / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Искажение военной истории обсудили в столице

Общество
Во вторник, 21 ноября, эксперты обсудили искажение военной истории. Корреспондент «ВМ» узнал, как бороться с такими тенденциями и прививать детям уважение к подвигам предков.

Миловидные девушки в белых халатах бережно поддерживали отставника-генерала в скромном костюме без орденских планок. Зал приветствовал его овацией. Стоя встречали 94-летнего ветерана Сталинграда, бывшего минометчика Бориса Уткина участники научно-практической конференции «Сталинградская битва. К 75-летию контрнаступления советских войск под Сталинградом», прошедшей вчера в Музее Победы.

Участники — историки в погонах и без, чиновники, иностранные военные атташе, западные специалисты весь день посвятили новым документам, дополняющим картину битвы, переломившей хребет фашизму. Именно после Сталинграда стратегическая инициатива перешла в руки Красной армии и союзников, вермахт уже так и не смог вернуть ее себе. Но сейчас, спустя 75 лет, наши бывшие союзники стремятся забрать инициативу, переписать историю Второй мировой. И это, по мнению собравшихся, ничуть не менее серьезный вызов, чем тот, что стоял перед советскими генералами в 1942-м. Влияние тлетворной пропаганды на умы молодежи стало одной из основных тем дискуссии.

— Даже в современных компьютерных играх мы видим, как происходит переоценка роли СССР в победе над Германией, — рассказал «ВМ» кандидат исторических наук Сергей Белов. — Огромной популярностью во всем мире пользуется игра по мотивам событий Второй мировой войны, роль Красной армии в которой сведена к нулю.

По данным исследователя, компьютерные игры обладают мобильностью, а значит, внесенные в них данные тиражируются на весь мир. И проецируются на сознание школьников. По охвату аудитории популярные игры могут состязаться с ключевыми культурными центрами мира.

В одной из них был растиражирован миф об «одной винтовке на троих» у советских солдат в Сталинграде. В другой «игрушке» миссии за советского солдата нет вообще, словно Красная армия не принимала участия в войне против Гитлера. Зато можно играть за солдат вермахта.

Еще в одной популярной игре миссия за воина РККА сводится к расстрелу дезертиров.

В то время как сюжеты с американцами прописаны любовно: можно и оберегать конвои, и высаживаться в Нормандии.

Эксперты уверены: игрок эмоционально привязывается к своему персонажу и уверен — все так и было, как ему показали в игре. А ведь есть и более тонкие ошибки: например, миссия «высадка в Нормандии» (состоялась в 1944-м. — «ВМ») по времени дается раньше, чем Битва за Сталинград. И это формирует пользовательскую логику — только после высадки на французский берег стали возможны победа на Волге и сражение за Берлин.

— Надо расширять линейку наших игр, — убежден Белов. — Можно сделать их на основе судеб реальных героев. Например, жизни разведчика Николая Кузнецова.

Открывшаяся выставка документов и картин о Битве за Сталинград вскоре «поедет» в школы Москвы и всей страны. У экспертов есть что противопоставить исказителям истории, в том числе и интересные учебные программы, способные привить школьникам уважение к предкам и любовь к истории Отечества.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Наумова, заведующая экспозиционным отделом Музея Победы:

— В нашем музее есть интерактивные экскурсии-весты. Дети так приобщаются к истории. Классическую лекцию они просто не поймут. А вот когда они чувствуют себя бойцами, участниками, это открывает новые горизонты. Детей погружают в Сталинградскую эпопею. Ведь 6-я армия вермахта в 1940-м за 44 дня завоевала Францию, а за месяц боев в Сталинграде в 1942-м — всего одну улицу.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator