Генеральный директор «ЦНИИЭП жилища» Острецов Алексей Валерьевич / Фото: АО «ЦНИИЭП жилища»

Интервью с гендиректором Института проектирования зданий о том, почему иконопись помогает строить высотки и жилье для президента

Общество
Проектирование здания и контроль его строительства до передачи в эксплуатацию – задача не из легких

Для этого требуется не только опыт работы в сфере строительства, исчисляемый десятилетиями, но и художественный взгляд творца. Корреспондент «ВМ» побеседовала с новым генеральным директором  ЦНИИЭП жилища Алексеем Острецовым об иконописи, талантливых студентах и о том, что действительно интересно строить.

Алексей Валерьевич занимает главенствующий пост чуть больше года, однако в самом институте работает уже очень давно.

Алексей Валерьевич, как долго институт находится на рынке недвижимости? 

- У нас очень богатая история, которая напрямую перекликается с историей нашей страны. Изначально ЦНИИЭП жилища создавался как Научно-исследовательский институт по проблемам жилищного строительства в 1949-ом, когда в приоритете было, как говорится, поднять страну из руин и просто дать людям комфортное и недорогое для государства жилье.

По проектам нашего института велось строительство  почти половины всего объема жилищного строительства СССР под руководством академика архитектуры, директора Бориса Рубаненко. На тот момент ЦНИИЭП жилища стал головной структурой в области массового жилищного строительства. Однако тогда и сейчас велась активная работа в сферах проектирования промышленных зданий, социальных учреждений, высотных зданий и градостроительства .

А есть ли сопоставимые достижения в наше время?

- Конечно. Одно из самых значимых – завершенный проект  строительства Дальневосточного федерального университета, которым мы по праву гордимся и считаем одним из ведущих научно-образовательных и инновационных центров Дальнего Востока и России в целом. Его создание позволило существенно повысить привлекательность региона для качественного обучения и проживания российских и иностранных граждан.

Гостиница «Северная» / Фото: АО «ЦНИИЭП жилища»

- Вот, посмотрите,  - Алексей Валерьевич достает новую двухтысячную  купюру. – Посередине , банкноты знаменитый Золотой мост, который соединяет Владивосток и остров Русский, а справа – главный корпус Дальневосточного федерального университета.  Мне это жена показала, я даже сам и не знал, что его поместят на изображение купюры, - смеется гендиректор.

На самом деле это неудивительно, ведь это знаковый объект для нашей страны, который строился к проведению ежегодной встречи лидеров мировой экономики (саммит АТЭС), которая  проводилась во Владивостоке в 2012 году.  К слову, объект курировался первым заместителем председателя правительства РФ Игорем Шуваловым, а в июне 2011 года на осмотр строящихся объектов  университета прибыл сам президент Дмитрий Медведев.

Интересный факт – согласно дипломатическому протоколу на момент проведения саммита, первые лица государства должны были проживать на самых верхних этажах зданий. Из-за этого проекты жилых корпусов обрели «текущую» планировку  - ниспадающим углом этажи как бы «сбегают» к уступам моря.  Резиденции, в которых располагались главы государств, после проведения саммита АТЭС стали  корпусами для проживания преподавательского состава и студентов, комфортными и  функциональными.

Гостиница «Северная» / Фото: АО «ЦНИИЭП жилища»

Какие ещё интересные на Ваш взгляд объекты составляют ваш портфель заказов?

Наиболее интересные для института объекты -  в первую очередь высотные современные здания. При их проектировании есть возможность проявить фантазию и опыт наших специалистов. Например, жилой комплекс бизнес-класса «Кристалл», который построен в одном из самых экологически чистых районов столицы – в Ховрино.  

ЖК «Кристалл» / Фото: АО «ЦНИИЭП жилища»

Также мы находимся на завершающей стадии проектирования высотного жилого комплекса «Суббота» на улице Верхней. Довольно монументальный и торжественный ансамбль, спроектированный в классическом стиле, обладающий  одновременно и неким романтическим характером. К слову, немногие застройщики соглашаются вносить в проект дома всякие «красивости» в виде внешней и внутренней отделки, так что я очень рад, что у нас получается создавать такие уникальные здания, которые несомненно будут украшать облик столицы. Наряду с этим  у нас достаточно много и  социальных объектов, таких, как здания детских садов, школ и больниц.

Что Вас вдохновляет?

- Архитектура Санкт-Петербурга и Парижа. Питером я любуюсь каждый раз, когда туда приезжаю. Что и говорить – весь город как огромный памятник архитектуры эпохи императорской России. Неоднократно бывал и в Париже, - говорит Алексей Валерьевич. – У этого города есть уникальная особенность – ни один дом не похож на другой. Французы молодцы – они умеют строить изящное жилье благодаря технологиям с использованием  архитектурного бетона. Мы тоже работаем в этом направлении, но пока взгляд проектировщиков не совпадает с мнением заказчика, и это нормально, учитывая современные экономические реалии. 

Алексей Валерьевич, использует ли сейчас ваш институт какие-либо инновационные инструменты, технологии для масштабного проектирования?

Конечно, ЦНИИЭП жилища на сегодня имеет практику использования  BIM - технологии, (технологии единовременного коллективного создания сооружений- «ВМ») в виде единого объемного 3D-объекта здания еще на стадии его проектирования.  Эта технология позволяет повысить эффективность проектирования, исключить ошибки в процессах увязки разделов проектной документации, а так же минимизировать затраты при строительстве и эксплуатации.

Алексей Валерьевич, я заметила, что обстановка вашего кабинета напоминает скорее кабинет художника, чем руководителя института. Случайно, написанные маслом русские пейзажи и икона, работ не вашей кисти?

- Вы угадали. Первое высшее образование у меня строительное, но потом я сменил сферу деятельности и окончил Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова. Долгое время я занимался реставрацией и написанием икон, получил государственную аттестацию художника-реставратора, - продолжает Алексей Валерьевич. -Иконопись - это особый вид искусства, он обогащает духовно. Икону нужно понять, немногим это дается в современном мире, но когда понимание приходит,  икона проникает в тебя и уже никогда больше не отпускает.

Для вас в приоритете работа с молодыми специалистами или же вы доверяете больше опытным инженерам?

- В этом вопросе мы наконец достигли хорошего баланса. Сейчас в нашем Институте много молодых и талантливых специалистов, много опытных руководителей среднего звена в возрасте от 27 до 35 лет, однако без представителей старшего поколения, которые передают опыт молодым, невозможно обойтись.  Мы сами куем себе кадры. С третьего курса лучшие студенты Московского государственного строительного университета работают в наших проектных подразделениях, совмещая работу с учебой в институте, а по окончании защищают диплом на аттестационной комиссии ЦНИИЭП жилища. Из многих наших студентов мы вырастили отличных профессионалов, которые уже сейчас занимают руководящие должности  в институте.

Какие перспективы развития вы видите.

- Жить и развиваться вместе с городом и страной!

amp-next-page separator