Фото: Евгений Данилевский / Центральный Музей Великой Отечественной Войны

Cтояли насмерть за столицу

Общество
Главной целью гитлеровских стратегов осенью 1941 года был захват Москвы. Войска Красной армии, вместе с партизанами и воинами Москвы — ополченцами и бойцами противовоздушной обороны (ПВО), в октябре и ноябре ценой огромных потерь защитили столицу от неприятеля. А в начале декабря пополненные свежими дивизиями армии погнали вермахт обратно, освобождая города и сельские районы.

О первом этапе Великой Отечественной войны рассказывает известный военный историк Александр Широкорад. По мнению эксперта, Москву немцы взять не могли.

– Александр Борисович, как Красной армии удалось остановить немцев почти на границе Москвы, что об этом думают современные историки?

– Причины уже давно установлены. Прежде всего немецкие войска имели огромное преимущество в автомобилях. Благодаря этому вермахт окружал наши преимущественно пешие дивизии и армии. Но трофейные французские машины немецкой армии вышли из строя между Смоленском и Вязьмой. А ближе к Москве начали выходить из строя и немецкие машины вместе с выработавшими ресурсы танками. Вермахт утратил мобильность. Ее отчаянно пытались восстановить — даже доставляли на самолетах прямо с заводов новые двигатели. Сыграла свою роль и тактика выжженной земли, применявшаяся Красной армией и партизанами, которые взрывали мосты, сжигали деревни, и это сильно затрудняло логистику немецкой армии. Огромную роль сыграла переброска к Москве с Урала и Дальнего Востока 20 советских дивизий. Эти сибирские войска очень много сделали.

– А как же грязь и холод?

– Да, погода — непролазная грязь в октябре и внезапные холода в начале ноября — также сыграла свою роль. Для немецких стратегов это было неожиданно, тем более что по плану «Барбаросса» уже в сентябре войска должны были выйти к Волге. Вообще, сейчас понятно, что немцы, даже при самом удачном для них раскладе, взять Москву не смогли бы. Какие-то отдельные части могли прорваться бы к окраинам и не более того.

Баррикады на углу Большой Дорогомиловской улицы и улицы Раевского / Фото: wikipedia.org

– Но ведь руководство страны, даже Сталин, принимали всерьез возможность падения Москвы?

– Да, была проведена эвакуация госучреждений, военных заводов, иностранных посольств, патриархии. Москва готовилась к обороне. Немцы не были готовы к уличным боям, это позже хорошо показала Сталинградская битва. В Москве предполагалась серьезная оборона: были заложены мины под мосты и здания, радиофугасы, возведены баррикады в центре и на окраинах города, ежи и окопы, рвы, подвалы домов укрепляли, делали в них огневые пулеметные точки. Подготовка горожан шла по линии НКВД и Московской противовоздушной обороны. Помните, два-три года назад нашли мину времен Великой Отечественной в подвале гостиницы «Москва»? Были сформированы и истребительные отряды, были части ПВО, бойцов которых обучали, пусть наспех, им при прорыве немцев должны были выдать оружие, что было на складах. А в городе все — мальчик 12–14 лет, женщина до 50, мужчина до 60 — бойцы. Бои должны были быть на каждой улице. Бой в городе — особый вид вой ны, немцы не были к нему готовы. Оружие для городских боев у немецкой армии появилось только ко времени Варшавского восстания, к 1944 году.

А здесь все шло в дело. Есть такой факт: на Волоколамском направлении были использованы шестидюймовые артиллерийские орудия образца 1877 года с английскими снарядами, оставшимися со времен Гражданской войны 1920-х годов. За два дня специалисты Артиллерийской академии взяли на складах пушки, привезли, обучили расчеты, написали на коленке руководство по стрельбе. Их поставили против немецких танков, и немцы пришли в ужас, когда танки стали разрываться на клочки с одного попадания.

– А что бы произошло, если бы столица была взята? Или немцы ее обошли бы, оставили бы в тылу?

– В это время строился огромный советский «Волжский вал» от Горького (Нижний Новгород. — «ВМ») до Астрахани. 150 речных кораблей с тяжелыми орудиями, бесконечные линии укрепрайонов на всем пространстве. Это ждало немцев, если бы они прорвались за Москву, обошли ее. То есть разговоры о «если бы немцы взяли Москву, война кончилась бы», бессмысленные. Никакого блицкрига, запланированного вермахтом, быть попросту не могло.

amp-next-page separator