На фото: дрессировщик Эдгард Запашный на презентации циркового шоу «Вещий сон» в музее сновидений Зигмунда Фрейда / Фото: Сергей Куликов/Интерпресс/ТАСС

Эдгард Запашный: Популярность цирка без животных – вранье

Общество
ЭКСКЛЮЗИВ «ВМ».

Большой Московский цирк запускает серию из трех новогодних шоу на родном манеже и в стенах спортивного комплекса «Лужники». В интервью корреспонденту «ВМ» народный артист России и директор цирка Эдгард Запашный подвел итоги уходящего года, рассказал о преимуществах российских представлений и признался, кого держит у себя в качестве домашнего животного.

–Эдгард Вальтерович, только-только вы отпраздновали пятилетие на должности директора Большого Московского цирка. Что глобально изменилось за этот период?

– Как раз в ноябре у меня прошел пятилетний срок назначения. И я с гордостью могу констатировать рост практически всех показателей: от средней зарплаты артистов до общей популярности цирка. Почти на 7 процентов мы увеличили посещаемость представлений. И это с учетом современных условий, санкций и изменения курса валюты, что сказывается на платежеспособности населения. В 2,5 раза увеличился доход цирка. На это повлияли и оптимизация расходов, и правильная внутренняя работа, и грамотное формирование штата сотрудников. У нас действительно одна из лучших трупп мира, работающая с большим количеством новых контрактов.

– Гастроли – часть жизни циркового артиста. Покоряются ли новые страны?

–Да, активизация зарубежной деятельности – еще одно наше достижение. Мы открыли для гастролей порядка 30 стран. Причем мы вывозим не только одиночных артистов, как было принято раньше, но и целые шоу.

–Все столь радужно, должны же возникать и сложности на пути развития Большого цирка?

–Впереди еще очень много работы. Основной насущной проблемой для нас остается капитальный ремонт. Это приоритетная задача. И хочется верить, что в 2018 году процесс, наконец, будет запущен.

–Какова ситуация с жанрами в современном цирке? Что появляется, а что наоборот отмирает?

–Понимаете, цирк – это очень живое искусство. И констатация того факта, что что-то пропадает, а что-то появляется, идет уже на протяжении не одного десятка лет. Кто-то такую тенденцию отмечает с горечью, кто-то считает это нормой. Ушли, например, так называемые силачи: силовые акробаты и силовые жонглеры.

– Что же загубило этот жанр?

– Да они же в каждом тренажерном зале. И вы видите их каждый день. Здесь надо либо найти сверхчеловека, жонглирующего тремя «жигулями», либо не заниматься этим вообще. Этому жанру циркового искусства очень тяжело. Зайди в интернет – и окажется, что есть люди гораздо больше и сильнее, чем только что вышедший на манеж артист.

– Но на смену же что-то приходит?

–Да, появляются и новые жанры, оригинальные жанры, вовлекающие необычные аппараты, новых животных. Например, в новогодней сказке «Царевна-Несмеяна» будет показан номер с пеликанами. Это очень редкие для современного цирка животные. Более того, у нас они будут летать! Когда такой «корабль» с размахом крыльев под два метра начинает планировать надо всем залом, это воспринимается как чудо. Хотя должен сказать, что пеликан - животное очень ограниченное, недостаточно умное, тяжелое в дрессуре.

– Цирк с животными во многих странах подвергается чуть ли не гонению. При этом дрессура – один из самых зрелищных жанров. Как же выживать в таких условиях?

–У нашей команды есть собственное шоу без животных, «УФО. Цирк на другой планете», которое тоже будет показано в рамках новогоднего цикла. Яркое, крупное, уже успевшее себя зарекомендовать. Но знаете, исключения подтверждают правила. И я лишний раз для себя подчеркнул, что утверждение «Цирк без животных пользуется популярностью» – вранье. Он пользуется популярностью только в исполнении единственного канадского бренда. И то численность их аудитории стремительно падает. Они приезжают к нам все реже и реже. Это как сходить в фастфуд: вроде и надо, но снова пойдешь вряд ли. Я не оскорбляю ничьи достоинства, но цирк без животных не так популярен, как говорят.

– И все же программа «УФО» - исключение. В чем же ее преимущества?

– Мы более масштабны, стремимся задействовать все пространство. Эффекты гораздо сильнее. К тому же, мы находимся на своей земле и можем использовать большее количество специального оборудования.

–Эдгард Вальтерович, есть ли в графике директора Большого цирка свободное время? И проводите ли вы его в отрыве от привычной стези?

–Знаете, я никогда не был сторонником того, чтобы всю жизнь вариться в одном супе. Это, мне кажется, ограничивает тебя как человека, делает жизнь рутинной. На днях вот я сыграл в финальном футбольном матче между командой Правительства России «Росич», которую возглавляет вице-премьер нашей страны Аркадий Дворкович, и «Старко», собранной из звезд российского шоу-бизнеса. Поздно вечером мы собрались в «Лужниках», попинали мяч. Это, конечно, большое удовольствие!

– В какой позиции играли?

– Я был нападающим. Несмотря на холод и снег, все равно собрались. Знаете, такой мужской командой, побегали, поорали.

– В первую очередь, братья Запашные известны всему миру как дрессировщики хищников. А домашние животные у вас есть?

–У меня дома живет черепаха! Да, я купил себе черепаху, у нее даже есть своя страница в социальной сети. Причем это самая большая черепаха в мире, она будет 120 сантиметров в обхвате, весом в 300 килограмм. Правда, я этого не увижу. Не увидят даже мои дети, потому что она разовьется примерно к 100 годам. Жить, кстати, будет примерно 170 лет!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

amp-next-page separator