Сотрудники Центра экстренной медицинской помощи и Московского авиационного центра (слева направо): Александр Дружинин, Вячеслав Каленов, Дмитрий Перфилов, Владимир Волков, Сергей Санников / Фото: Владимир Смоляков, «Вечерняя Москва»

Врач Московского авиационного центра рассказал о спасенных жизнях

Общество
Первое место по развитию санавиации в России занимает Москва. "Вечерка" встретилась с врачом Сергеем Санниковым, который ежедневно поднимается в небо на борту вертолета в составе медицинской бригады.

На ежедневном дежурстве в Москве находятся три специально оборудованных вертолета с авиамедицинскими бригадами на борту. В одну из них входит Сергей Санников, победитель московского этапа Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества».

В Московском авиационном центре, куда Санников пришел в 2008 году, ему пришлось освоить аварийно-спасательные инструменты, начиная от бензопилы и заканчивая специальными щипцами. Обычным врачам, в отличие от него, вход в зону чрезвычайной ситуации запрещен. Сергей же участвовал и в эвакуации пострадавших с места падения самолета накануне старта авиасалона МАКС-2009, и после терактов в метро на «Лубянке» в 2010-м.

В прошлом году сложнее всего пришлось во время пожара в торговом центре «Рио».

— Было большое задымление. Долго не удавалось извлечь пострадавших. Пять человек укрылись от огня в большом техническом холодильнике и не могли самостоятельно покинуть его. Вначале с ними поддерживалась связь по телефону, потом они перестали отвечать. Их извлекли в тяжелом состоянии, уже без сознания, и доставили в институт Склифосовского. К счастью, все остались живы, — говорит Сергей Владимирович.

В Москве для полета свои ограничения по метеоусловиям: запрещено подниматься в обледенение или когда видимость менее одного километра. Но и тут в жизненно-важных случаях возможны исключения.

— Однажды пришел вызов — молния ударила в двух детей, прятавшихся под навесом вместе с бабушкой. Это могло быть очень серьезно, большая вероятность повреждения жизненно важных функций, и, несмотря на непогоду, командир экипажа принял решение лететь. Шел сильный дождь с порывами ветра, громыхал гром, вертолет болтало. У девочек 6 и 11 лет оказались сильные ожоги, но все обошлось, — вспоминает доктор.

Даже в хорошую погоду посадить вертолет в городе — задача непростая. Местом приземления служат баскетбольные площадки, футбольные поля, школьные стадионы. В случае посадки на шоссе ДПС помогает временно ограничить движение автомобилей. А как-то вертолет совершил посадку на многолюдной площади перед Белорусским вокзалом.

Работал Санников и на Олимпиаде в Сочи, эвакуируя в больницу травмированных саночников. За это впоследствии был награжден медалью МЧС «За содружество во имя спасения». Ему каждый день приходится иметь дело с ДТП, ожогами, падениями с высоты. Один вылет с госпитализацией занимает около двух часов, а их бывает до семи в день. Помимо анестезиолога-реаниматолога, в состав экипажа входят два пилота и один-два врача скорой медицинской помощи.

Внутри вертолет ВК117С-2 напоминает палату интенсивной терапии.

— Имеется все необходимое для стабилизации пациента: система искусственной вентиляции легких, медицинский отсос, монитор жизненно важных функций (пульс, давление, ЭКГ), два инфузомата для дробного введения медикаментов, носилки, — перечисляет Санников.

Кстати, из всех врачей авиацентра УЗИ-диагностику в полете может проводить только Сергей. Это позволяет выявить, к примеру, внутреннее кровотечение и скорее оказать помощь пострадавшему.

Санников, уроженец Ижевска, продолжил семейную династию врачей — по примеру мамы и других родственников поступил на медицинский в Чувашский государственный университет, несколько лет отработал анестезиологом в местной горбольнице, а потом рискнул отправиться на Чукотку и прожил там целый год.

На новом месте молодому врачу пришлось заниматься не только анестезиологией.

Специфика лечебных учреждений на Чукотке такова, что медработник должен обладать навыками по всем специальностям. Кадров не хватало, поэтому нужно было быть везде, где кому-то требовалась помощь.

Романтике Крайнего Севера с его полярными днями, когда солнце не заходит за горизонт, и ночами, когда сутки напролет темно, с его чрезвычайно холодными зимами и непередаваемыми по красоте северными сияниями сопутствовали экстремальные условия работы.

— Населенные пункты там далеко друг от друга, наземным транспортом в них зачастую невозможно попасть, поэтому пациентов доставляли на вертолете Ми-8. Наша больница находилась в Анадыре, на Тихом океане, а все поселки — на Ледовитом, до них минимум два часа лета. Помню, под лед провалился оленевод, так пока мы добрались...

В общем, ноги человеку пришлось ампутировать. Да еще погода неустойчивая, могла ухудшиться в любой момент. Приходилось отправляться и в снег, и в дождь, — вспоминает Санников.

В планах Сергея Санникова — несколько курсов повышения квалификации: он уверен, что учиться нужно всю жизнь. В Московском авиационном центре к рвению одного из лучших сотрудников давно привыкли, а вот шестилетний сын Сергея Санникова не перестает удивляться, сколько всего умеет папа.

СПРАВКА

Московский авиационный центр был создан в мае 2003 года для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В 2009 году центр получил лицензию на осуществление медицинской деятельности, что позволило оказывать авиационно-санитарную помощь. В МАЦе появились и оснащенные медтехникой вертолеты, и собственные штатные врачи. Специалисты «МАЦ» ликвидировали последствия крушения «Невского экспресса» на Октябрьской железной дороге, взрывов на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры», столкновения поездов под Наро-Фоминском. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator