Крестовые походы вдохновили на создание учебного пособия
Брат и сестра Сергеевы признаются: они не ожидали, что брошюра станет призером межрайонного этапа Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ.
— Кроме нашей работы, на конкурсе было представлено еще одиннадцать, — рассказывает Александр. — Какие-то проекты были очень интересными, но ребята не всегда могли правильно о них рассказать. Некоторые презентации были откровенно скучными.
Сергеевы уверяют, что практически не готовились к своему выступлению, дома не репетировали, сценария не писали.
— Мы просто заранее договорились с Сашей, кто из нас о чем расскажет, — поясняет Даша. — Легко говорить о проделанной работе, когда посвятил ей много часов, вложил душу.
А времени проект у ребят отнял немало — и это притом, что оба уже готовятся к поступлению в вузы.
По словам Александра, идея для проекта родилась внезапно — в обычном разговоре с друзьями.
— Как-то обсуждали учебу, — вспоминает он. — Мой приятель-семиклассник рассказал, что сейчас они проходят по истории крестовые походы. В учебнике раздел занимает всего четыре страницы. А это слишком мало для такой объемной темы. Неудивительно, что очень немногие умудряются усвоить информацию, проявить интерес к теме.
Этот факт подтвердило и исследование, проведенное ребятами перед началом работы. Они придумали ряд вопросов, чтобы проверить знания учеников 6–7-го классов по теме, которую те только закончили изучать. Результаты оказались неутешительными.
— Уверена, что и многие взрослые люди, окончившие школу лет 10–20 назад, уже и не помнят, кто такие крестоносцы, — говорит Даша. — Единицы знают термин «крестовые походы», а назвать их даты и вовсе способны только историки. Тема действительно сложная и непопулярная.
Саша и Даша решили сделать пособие максимально понятным для детей, подать основную информацию в доступной форме. Так и родилась идея каждый блок сопроводить юмористической иллюстрацией.
— По поводу мемов и их пользы много споров, — комментирует Александр. — Я считаю, что это, во-первых, тенденция нашего времени и с этим уже не поспоришь. А во-вторых, благодаря своей простоте информация быстрее запоминается. Это подтвердили и те, кто уже видел наше пособие.
Работали ребята вместе. Даша искала источники информации, обрабатывала картинки в графических редакторах. Саша выбирал материал и придумывал иллюстрации. Потом вместе с научным руководителем, учителем истории и обществознания Ириной Варфоломеевой редактировали текст, адаптировали для ребят младшего возраста.
Первая презентация прошла среди одноклассников. Все вместе обсудили работу, поделились впечатлениями.
— Пока в 6–7-м классах наше пособие не представляли, — рассказывает Александр. — Ребята сейчас изучают другую тему, не хочется идти вразрез со школьной программой. — Но в следующем году мы обязательно это сделаем. Любое дело надо доводить до конца!
Брат и сестра Сергеевы всегда дополняют друг друга. Такое взаимодействие помогло не только в работе над проектом. Ребята признались, что и в жизни очень дружны. Но вот поступать после школы собираются в разные учебные заведения. Даша нацелилась в МАРХИ, ее мечта — архитектура, а Саша — в МГУ, изучать математику и информатику. Тем не менее оба уверены: студенческая жизнь не повлияет на их дружбу!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Фатеев, председатель жюри cекции "История" московского городского конкурса исследовательских и проектных работ:
— Саша и Даша Сергеевы решили найти свою нишу в изучении темы. Получилось небольшое методическое пособие, которое можно использовать в учебном процессе. Работу стоит отметить за поиск новых подходов к изучению одной из важных тем всемирной истории в школе.