В кейсе потерпевшего было сто тысяч рублей и десять тысяч долларов / кадр из фильма «Большие деньги»

Что делает человека успешным: фортуна или талант

Общество
Воля случая делает людей успешными, а вовсе не талант, ум и работоспособность, считают ученые. Так ли это на самом деле и можно ли заставить фортуну улыбаться тебе постоянно?

Результаты провокационного исследования озвучили ученые из университета Катании (Италия), которые создали детальную компьютерную модель на основе реального распределения богатства в мире. А оно, как известно, «размазано» по человечеству очень и очень неравномерно: 10 процентов населения Земли владеют 85 процентами всех благ, тогда как талант, интеллект и работоспособность в целом распределены между всеми людьми более-менее поровну.

Ученые решили восстановить справедливость хотя бы в виртуале и закачали в компьютер вариант, при котором ни один из землян не был умнее и трудолюбивее остальных, да и благ каждому досталось одинаково. В общем, нет ни бедных, ни богатых, ни гениев, ни откровенных бездарей — средненькое человечество со средненьким житьем. После этого в модель внесли случайные события, которыми виртуальные земляне могли воспользоваться, чтобы повысить свое благосостояние. В итоге виртуальные результаты распределения благ почти повторили реальную ситуацию на планете: 20 процентов «людей» захапали 80 процентов богатств. Симуляцию повторили несколько раз — результат был такой же.

Как разорить профессора

Какой же вывод был сделан? Счастливую двадцатку на вершину успеха привели не их исключительные способности (их и не было), а обычное везение. Внизу же оказались те, на кого фортуна даже отказывалась смотреть. В общем, старый добрый неудачник отныне научно обоснован. Станет ли ему от этого легче — вопрос.

С одной стороны, выводы итальянцев могут подтвердить истории бесчисленных Золушек (обоего пола), волею случая вознесенных из грязи в князи, а то и в цари.

Сальвадор Дали / Фото: Кинопоиск

Дочь безвестных ливонских крестьян, ставшая Екатериной I; уличный разносчик пирожков Сашка Меншиков, случайно оказавшийся в денщиках у Лефорта и превратившийся впоследствии в светлейшего князя и генералиссимуса; «божий человек» Распутин… С другой стороны, даже историки не видят во всех этих примерах игры слепой удачи:

— Да, разумеется, начиная с Петра I и дальше, до Александра I, у нас был период некоторого фаворитизма, — говорит доцент РГГУ историк Евгений Пчелов. — Но во многих случаях эти люди были очень талантливы сами по себе. Возьмите, например, Потемкина, который очень много сделал для России. Это был человек необычайной энергии и многочисленных достоинств, который даже по завершении отношений с Екатериной играл в ее судьбе и судьбе государства огромную роль. Или Меншиков — конечно, своему возвышению он обязан дружбе с Петром, но — нельзя не отдать ему должное — тоже был человеком выдающимся и как политический деятель, и как военный, отличавшийся немалой личной храбростью. В общем, я бы не стал во всех этих (и многих других) историях придавать решающее значение случаю. Случай был подготовлен личными качествами конкретных людей и вряд ли был таким уж случайным.

Портрет. Александр Данилович Меншиков / Фото: Репродукция картины

Вступился за любимцев фортуны и вице-предводитель Российского дворянского собрания Александр Королев-Перелешин:

— Да, Екатерина I происходила из самых низов. Однако у того же Петра подобных знакомств и интрижек было немало, но именно она сумела стать ему важной и нужной, именно она была с ним во всех походах, именно она помогла избежать ему пленения во время Прутского похода, и именно она оставалась с ним до самого конца, несмотря на все его любовные шалости на стороне. Конечно, никто не отрицает божий случай и провидение, но человек может оказаться в случайных обстоятельствах и не воспользоваться ими, а может, наоборот, раскрыть свои таланты и способности по максимуму. Есть масса примеров, когда родоначальники дворянских фамилий оказывались в удачное время в удачном месте, но что мешало их потомкам лежать на диване и наслаждаться жизнью? Да, кто-то так и поступал, но большинство выбирало путь служения — они шли в армию и погибали на полях сражений, отправлялись в опасные экспедиции, занимались науками, отдавали себя гражданской службе, тем самым преумножая славу страны (а заодно и авторитет своих родов).

Екатерина I / Фото: Википедия

А вот английский психолог Ричард Уайзман из Эдинбургского университета, который чуть ли не всю жизнь изучает фактор везения, пришел в итоге к выводу, что удача — это всего лишь результат совокупности предсказуемых действий. Целых 10 лет он следил за жизнью 400 подопытных разных возрастов и профессий.

Половина из них считала себя любимчиками фортуны, половина — полными лузерами, но все исправно выполняли тесты Уайзмана и периодически являлись на собеседования. Однажды он протянул им газету и попросил подсчитать количество картинок. На второй же странице крупным жирным шрифтом было написано: «Можешь не париться — тут 43 картинки», несколькими разворотами дальше — так же крупно и явно: «Скажи профессору, что прочел это, и 240 долларов — твои».

Тот, кто считал себя неудачником, ни того, ни другого не увидели. Везунчики же мало того, что потратили на задание всего несколько секунд, так еще и обогатились.

Результат 10-летних исследований привел Уайзмана к выводу, что удача — это то, как мы воспринимаем людей и происходящие с нами события, и то, как мы с ними обращаемся. Он заметил, что у неудачников слишком заужен спектр внимания, они зациклены на безопасности и стремятся все контролировать. А в итоге — упускают множество возникающих на их пути возможностей. «Удачники», наоборот, не боялись двигаться в разных направлениях, ошибаться или сесть в лужу, но сев в нее, быстро вставали и с прежним энтузиазмом продолжали пробовать жизнь на вкус, выискивая новые шансы. И в итоге хватали удачу за хвост.

Кроме того, везунчики оказались более общительными и наблюдательными и видели позитив в самых неприятных ситуациях. Например, в придуманной Уайзманом ситуации со стрельбой в банке («представьте, что вы оказались там в это время») удачливые подопытные психолога посчитали, что им повезло, так как их не убили, а лузеры решили, что им не повезло — ведь они попали в перестрелку. В общем, все по классике: стакан наполовину пуст или, если хотите, полон.

Гений с моторчиком

Американский писатель Малкольм Гладуэлл, который тоже накатал на тему везунчиков и аутсайдеров многостраничный том, считает, что без труда даже из самого зарыбленного пруда не вытянуть и карасика. 10 000 часов — не меньше — надо отзаниматься человеку любимым делом, чтобы оно начало приносить ему успех, уверен Гладуэлл.

Именно «правилом 10 000 часов» объясняет он и головокружительную карьеру Билла Гейтса, и взлет популярности «Битлз» после гамбургского турне, и много чего еще. В качестве доказательства он вспоминает эксперимент берлинской Академии музыки.

Студентам-скрипачам, разделенным на три группы по степени виртуозности (будущие звезды, перспективные и посредственные), предложили подсчитать, сколько часов они занимались игрой на скрипке начиная с того момента, как впервые взяли ее в руки.

Как выяснилось, первые несколько лет (примерно с 5 до 7 лет) все упражнялись на равных — 2–3 часа в неделю. Но затем пошли различия. Будущие звезды мучили инструмент больше всех остальных: в общей сложности к 20 годам у них набралось около 10 000 часов занятий. Середнячки насчитали 8000, а посредственности выдали не более 4000. Отсюда и появился «закон 10 000 часов».

И все бы ничего, шлифовать мастерство необходимо, кто бы спорил, но череда неузнанных при жизни гениев, чье мастерство и талант были признаны много позже, никак не укладывается в прокрустово ложе этих самых часов. Ван Гог и Пиросмани, Анатолий Зверев и Константин Васильев, Шуберт и Мусоргский, Мендель и Галилей, Булгаков, Китс, Уайльд, Хармс… Одной ли творческой пахотой мостится дорога к успеху и признанию? Даже если добавить к ней оптимизм с его вечно полным стаканом?

— Если посмотреть на самых успешных людей, добившихся огромного признания, сразу бросится в глаза, что большинство из них не самые гениальные люди, — объясняет психолог и бизнес-консультант Ирина Бенетт. — Но это те, кто осмелился поставить себе большие цели, нашел алгоритм их достижения, преодолел препятствия и не сломался. Тут как в спорте: данные есть у всех, но олимпийскими чемпионами становятся не те, у кого изначально самый большой потенциал, а те, кто мощно шел к этой цели.

В общем, считает Ирина, мало сидеть в мансарде и пачкать (пусть и гениально) бумагу буквами и цветными пятнами — надо еще разбудить в себе менеджера.

— Гениальность — половина дела, но остальное — это бизнес-процессы, которые превращают ее в отличный продукт, который нужен всем. Понятно, что гениальные люди очень часто совершенно не понимают, как это сделать, и тогда им приходится либо надеяться на волю случая, либо на то, что рядом появится талантливый человек, который возьмет на себя «не возвышенную» часть процесса. Как было, например, с Дали и его Гала, благодаря которой он и стал по сути тем, кем стал.

Сальвадор Дали / Фото: Кинопоиск

Иными словами, не можешь реализовать свое гениальное творчество — найди себе моторчик в виде хорошего продюсера. Но бывает же и так, что и моторчика нет, и гениальность под вопросом, и стакан вечно пуст, и фортуна упрямо — годами — стоит к тебе спиной.

У мозговедов есть рецепт и на этот случай.

— Самое главное, чтобы человек в принципе почувствовал в себе энергию для достижения какой-то цели, — объясняет психолог. — Так же как в состоянии физического истощения мы мало что можем, так же и энергетически для постановки цели нужно быть в ресурсном состоянии. У каждого свои источники ресурса. Их много, и каждый раз мы смотрим, что срабатывает лучше всего. Как проще всего понять, что включает именно вашу ресурсность? Надо вспомнить ситуации, когда вы добивались в жизни каких-то сверхрезультатов, и понять, почему вы это сделали. Очень-очень внимательно отследить алгоритм: что именно включило желание победить. Это похоже на приготовление пищи. Мы четко знаем, что хотим получить какой-нибудь прекрасный кекс, который однажды уже пекли, но нам надо вспомнить, какие ингредиенты у нас там были. Не забыть и про мотивацию. Бывает, человек стремится к чему-то, а бывает, задача наоборот — убежать от чего-то. Масштабы тоже играют значение. Буквально вчера работала с девушкой, которая полчаса никак не могла поставить себе цель. Поиск алгоритма выявил, что ее «включают» только большие, грандиозные задачи, а она себе маленькие ставила, которые ее никак не зажигали.

«Зажечься» — это, по словам Ирины, вторая по важности задача.

— Знаете ли вы, что самые успешные компании на самом деле вовсе не те, в которых работает грамотный персонал, а те, где у людей за банальным зарабатыванием денег стоит большая идея? Вот когда человек зажигается какой-то идеей, когда работает на кураже — это и есть то самое ресурсное состояние. И это надо в себе найти. Но тут надо быть готовым к тому, что как только мы выдвигаемся со своей прекрасной идеей в этот мир, стремясь сделать его лучше, тут же по закону баланса мы встречаем кучу препятствий, негатива и осуждения. И тут надо себя поддержать. Например, окружением — людьми, которые уже добились успеха, которые скажут: твои сегодняшние трудности — это нормально, у меня было то же самое. В нашем мозгу есть такая штука — зеркальные нейроны. Они активизируются, когда мы смотрим на человека, занятого каким-то делом. Наш мозг отзеркаливает его действия, и у нас включаются те же самые нейронные связи, которые работают у него. То есть мы прокачиваем все действия, которые делает наше окружение. Это одна из причин известного психологического правила — через пять лет мы становимся средним арифметическим нашего окружения. Поэтому когда вам говорят, что бизнес сейчас построить невозможно, что все уже куплено и так далее, это значит, что через какое-то время это станет и вашим убеждением тоже. Тем тормозом, который не даст вам двигаться вперед. Поместите себя в общество людей целеустремленных, и у вас непременно все получится.

amp-next-page separator