Юлия Басова, которую пытались наделить ярлыками «гламурная», «модная», «светская», в своих рассказах вспоминает стариков, детей, истории которых врезались в ее сознание и остались с ней по сей день / Фото: Из личного архива Юлии Басовой

Писательница Юлия Басова рассказала об одинокой старушке из коммунального детства

Общество
В свет выходит новая книга писательницы Юлии Басовой "День рождения Марины". Это сборник рассказов, в который вошли как известные произведения автора, в частности "Люська", "Райские сад", так и новые.

Поразительное явление, по крайней мере, для меня: успешная молодая женщина, Юлия Басова, которую пытались наделить ярлыками "гламурная", "модная", "светская", в своих рассказах вспоминает стариков, детей, истории которых врезались в ее сознание и остались с ней по сей день. Рассказ "Старушка" - об одинокой пожилой женщине Валентине, - соседке по коммунальной квартире, где Юлия жила вместе с мамой в далеком детстве, и в каждой строчке - боль за судьбу хорошего человека. В обычной советской женщине Валентине, которая всю жизнь трудилась ради того, чтобы прокормить большую семью - сестер, братьев, а сама осталась одна на белом свете, - судьба многих старушек, живших ради других, и оставшихся у "разбитого корыта".

Молодая героиня рассказа "Старушка" - сама писательница в отрочестве, - бунтует против ценностей и образа жизни пожилой женщины. Она демонстративно курит, носит смелую одежду, рвется к свободе и независимости, встречается с парнями, и смело идет навстречу своему счастью. Молодая героиня - девочка не хочет повторить судьбу Валентины, и своей матери, воспитавшей ее без отца, - и предлагает "не мириться с обстоятельствами", "не плыть по течению", "не быть рабски послушной", а рисковать, искать, и не ждать манны небесной. Аккуратно звучит тема "излишней доброты советских людей", из-за которой мы - далеко не самая счастливая нация в мире.

Я удивилась не девичьей памяти Юлии Басовой еще и потому, что она живет очень насыщенной жизнью - преподает русский язык в Испании, читает лекции, путешествует по миру, воспитывает дочерей, и живет в счастливом браке, и вдруг - "Старушка"?

А ведь, возможно, благодаря героине рассказа Валентине Юлия стала писателем. Валентина бесконечно рассказывала Юлии интересные истории - о большой и единственной любви, о войне, о близких, не пришедших с фронта. Ей некому было больше рассказывать, - только девочке-соседке. Молодая героиня сначала затыкала уши, - кому в молодости нравится слушать стариков, но все равно истории запали в душу, если она вспомнила их, спустя десятки лет.

В сборнике "День рождения Марины" - герои разных возрастов, социальных слоев, культур...Но все они - из реальности. Юлия четко отделяет вымысел от правды, фантастику от реальности. Она или пишет фантастически-мистические романы "Ясные", или сатирические - вроде "Мужчина с обложки", или реалистическую прозу, в которой герои - или ее знакомые, или близкие, или прохожие, или соседи.

Практически в каждом произведении есть тема "судьбы", "рока", "фатума". Но Юлия, признавая эту русскую зависимость от судьбы, убеждает своих читателей в том, что "человек - сам хозяин своей судьбы, что у каждого есть воля, свобода выбора и шанс на успех и счастье". У самой Юлии - все в жизни хорошо, но она помнит слова Чехова из рассказа "Крыжовник":

"Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно."

amp-next-page separator