Остановись, мгновенье. Как сделать необычные фотографии в поездке
Мнения фотографов сильно разделились. Преподаватель Михаил Геллер, декан Института профессиональной и любительской фотографии рассказал:
- А что вы называете красивым снимком? Есть разнообразные подходы к съемкам в путешествии. Лично мне интересно показывать не внешний вид достопримечательностей, повторяя открытки из буклетов, а попытаться продемонстрировать внутреннюю суть места посещения. Мой девиз: не как выглядит, а как и чем дышит. Не стоит снимать то, что и без вас снимет любой фотограф. Пытайтесь снять то, что кроме вас не снимет никто. Любая хорошая фотография должна являться автопортретом, независимо от того, что на ней изображено.
Фотограф также советует: если вы захотите повторить некоторые снимки, например, в Венеции, то знайте, что профессиональные фотографы уже сделали это лучше, чем сможете вы.
- Поэтому при первом посещении какого-либо места или страны не советую посещать достопримечательности. Рекомендую просто побродить по улицам, ловить обрывки фраз, запахи, взгляды людей, дуновение ветра и проникаться атмосферой города, и тогда вы сможете снять фотографии, демонстрирующие не внешний вид объекта, а то, как он отражается в вас. По сути дела, это импрессионизм, но надо не прочитать об этом в книжке по истории искусств, а понять самому. Впечатление интереснее, чем механическая фотофиксация.
Москвичка Мария Плотникова, фотограф-путешественник, объездила всю Южную Америку, снимала на нескольких Олимпийских играх и чемпионатах мира по футболу, советует:
- Важно найти подход. Нужно идти в одно из самых туристических мест и дождаться там какого-то необычного кадра - не открыточного, а жизненного. Найти на карте интересный район с интересным рисунком улиц. И еще важно уметь ждать. Помню, когда я снимала русских староверов в Боливии, я просто сидела на краю селения и терпеливо ждала, когда меня перестанут опасаться и начнут знакомиться. Я действительно интересовалась жизнью староверов в Южной Америке и не торопилась доставать фотокамеру, прежде чем налаживать отношения. Только после того, как лед был растоплен и прошло два дня, я решилась достать камеру и спросить, можно ли мне снимать - и разрешение было получено. Но не всегда требуется столько времени, иногда лучше просто не наводить камеру на тех, кто не хочет сфотографироваться. И запомните, если пытаетесь снимать скрытой камерой, то вы ее скрываете только от себя! Нужно уважать права других людей.
Марии Плотниковой вторит и московский фотограф Александр Джус,создатель одиннадцати авторских фотоальбомов:
- Существует два подхода: если хочешь красиво снять город, то ты должен прочитать книжку о том, как его строили, и пройти по нему. Когда ты этот город "построишь" вместе с архитекторами, то поймешь его. Второй подход - когда я ехал на Соловки, я принципиально ничего не смотрел и не читал об этих местах, и для меня принципиально было важным именно первое впечатление. Я - фотограф впечатления, мне важно настроение на фотографии. У фотографа должно быть какое-то состояние - интереснее всего снимать восход-закат, грозу, когда в кадре что-то происходит.
По словам Александра Джуса, заповедь фотографа "быть в нужное время в нужном месте" никто не отменял.
- От этого и будет все зависеть: либо ты знаешь уже все, либо стоишь и караулишь момент. Если ты турист и приехал на один день, то свое отношение к месту вряд ли получится выразить. А если ты едешь работать, то все зависит от того, сколько времени и денег ты хочешь потратить на фотографии, - считает фотограф. - Сейчас существуют программы, которые покажут положение солнца и луны в любом городе, в любой точке мира. И, посмотрев карту, можно понять, куда тебе идти в этом городе. Например, если ты не успел сфотографировать закат, бывают очень интересные возможности снять восход луны, и это прекрасно!, - отмечает Александр Джус.
Он также сообщил, что сейчас можно прекрасно снимать и ночные кадры. - Например, снять звезды и небо, а потом - землю и в фотошопе соединить два кадра в одном. Это уже будет не ретушь, а дополненная реальность. Наш взгляд воспринимает и землю, и небо. А камера - пока не умеет этого. А если в голове нет плана, то идешь как акын "что вижу, то пою" и ожидаешь каких-нибудь чудес. Но они могут случиться, а могут и нет, - сказал фотограф.
Итог фотографической дискуссии подвел Лев Шерстенников, 80-летний фотограф, проработавший в журнале "Огонек" 55 лет:
- Фотография на моей памяти сильно изменилась технически. Но, что удивительно, никак не изменилась творчески. Я никогда не делил снимки на хорошие или плохие. Все дело случая и все имеет право на жизнь. Например, самая популярная фотография в мире - это портрет кубинского революционера Че Гевары. Альбетро Корда случайно сделал фото Че на рядовом событии, а сегодня снимок стал иконой, хотя при жизни фотограф не получил за него ни гроша! Фотографии - это дело вкуса. Как шутил один мой знакомый - одна нечеткая фотография - брак, две нечеткие фотографии - проблема, а сто - это уже творческий стиль, - отметил Лев Шерстенников.
А какой же техникой лучше снимать в поездке? Рассказывает Евгений Бусарев, 40 лет занимающийся продажей фотоаппаратуры:
- В поездке самое важное - это вес вашей аппаратуры. Она не должна вас тяготить! Самое лучшее - иметь лишь минимум оборудования, но хорошо владеть им. Если вы набрали с собой множество объективов, то, дойдя до места съемки, вы уже устанете. Лучше иметь легкий фотоаппарат с компактными объективами - вы в первую очередь должны быть съемщиком, а не носильщиком.
Так что необычное фото в поездке можно сделать самыми разными способами.
"ВМ" рекомендует:
- Брать с собой необходимым минимум фотоаппаратуры (чем легче и меньше - тем лучше);
- Выбрать себе метод съемки (либо тщательно все изучить, либо принципиально ничего);
- Уважать права других людей (соблюдать законы и обычаи);
- Пытаться увидеть что-то свое.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как сделать удачный фотоснимок
Размер имеет значение: современные фотографы предпочитают маленькие и легкие камеры