Газета научила распознавать неправду
Очевидно, в ситуации абсолютной свободы слова и политических треволнений последних лет все чаще в некоторых современных средствах массовой информации активные позиции занимают попытки некоторых, с позволения сказать, историков переписать причины, ход, следствия и итоги Второй мировой войны. Школа как оплот фундаментального образования все чаще оказывается под обстрелом намерений так или иначе исказить истинные трактовки событий. Поток информации льется отовсюду, начиная от псевдонаучных теорий и заканчивая социальными сетями.
Подросткам тяжело отличить правду от вымысла и задача классного руководителя – научить их этому. Донести мысль, что недопустимо брать на веру популистские высказывания, поскольку диалог с историей возможен лишь через доказательную базу. А у шарлатанов от истинной науки она весьма скудна.
Говорить о патриотизме никогда не поздно, и тем не менее чем раньше начинается духовно-патриотическое воспитание школьника, тем лучше. Традиционно в течение учебного года проходит ряд классных часов, приуроченных к Дням воинской славы. На это раз мы недалеко ушли от полюбившейся нам темы. Так уж сложилось, что историческая наука вызывает у нас особое вдохновение. Однако сегодня у доски не историк, а классный руководитель.
- Вы не довольны результатами написанной контрольной? Почему бы нам тогда ее не переписать? Вы же хотите, чтобы итог удовлетворял! - издалека, обращаясь на доступном и понятном детям языке, начинает разговор Инна Холуева, открывая классный час.
Пятиклассники откликаются, заинтригованно разворачивая газету на указанной странице. Переписать контрольную? Дети задумываются, осознавая, что разговор на самом деле намного серьезнее, чем мог показаться вначале, и вот уже через каких-то несколько минут после начала урока ребята начинают оперировать такими определениями как «фальсификация исторических данных» и «социальная память народа».
Классный час – это всегда разговор о наболевшем. Зачастую обстоятельства подсказывают тему, а иные появляющиеся возможности делают выбор очевидным. Так получилось и на этот раз. Дети вдумчиво вчитываются в обозначенные классным руководителям абзацы, внимательно рассматривая изображения, останавливаясь на основных вехах исторической хроники войны, лаконичных схемах. Редкий случай, когда абсолютно правомерно работать с материалом, опережающим изучение данной темы согласно учебному плану. Разговор о Великой Отечественной войне – это разговор вне времени, поскольку известно – «нет в России семьи такой…»
За прочтением отрывка учитель обращается к классу, отправляет на обсуждение цитату или мысль, и в каждой из них – проблемный вопрос. Важно не просто прочитать и сказать «хорошо это или плохо», важно пропустить через себя, через сознание ребенка, поскольку именно в этом переходном возрасте у ребят формируется аналитическое мышление.
- Представьте, что вы на интервью с историей. Вы поверите ей однозначно? - неожиданные и яркие постановки вопроса не позволяют детям расслабиться.
Начинается активный поиск. Подспорьем оказывается умение работать с текстом – ребята активно ищут ключевые понятия, и слова наконец приходят. На удивление недетский получается диспут – ребята самостоятельно в ходе управляемой беседы приходят к выводу о том, что правильно сохраненное прошлое помогает осознавать настоящее, а в самые трудные моменты память о народном подвиге оказывается источником патриотического воодушевления.
Бесспорно, качественный материал в руках талантливого учителя – это всегда источник вдохновения. А вкупе с творческим подходом молодого учителя результат достоин «пятерки»!
- Нам не впервые приходится говорить о патриотизме, - признается, комментируя урок, учитель. – Однако такой отдачи и обратной связи от класса не было до сих пор. Публицистический стиль и новый формат работы творят чудеса. Знаю, что многие сегодня впервые в жизни взяли в руки газету. «Газету читают в лучшем случае родители, они вечно занимаются скучными делами, а мы – нет», - согласитесь, так скажет практически любой школьник. Увы, они предпочитают кликать понравившиеся ссылки в соцсетях. Можем ли мы их за это винить? Это уже совсем другой разговор. Социальная память жива, и это чувствуется. И каждый педагог сегодня просто обязан расширять горизонты понимаемого детьми, и почему бы не делать это посредством газеты? Для детей современности она, как ни странно, является чем-то вроде знака качества. Как не присоединиться к полемике, когда та на страницах проверенного временем издания? Написали - значит это важно! А некоторая сложность текста – так ведь никто же не отменял обучающий аспект. Обогащать словарный запас можно везде и всегда. У газетного материала очень удобный формат – в небольшом объеме сконцентрировано большое количество аналитического материала. Дети впервые понимают, что и для них газета актуальна! Урок с газетой по материалам проекта «Пресса в образовании» – это всегда методическая находка и неподдельный восторг учеников.
В унисон с учительским мнением звучали мнения детей.
- С газетой работать очень удобно! В ней можно найти мнения людей совсем не в том формате, как в Интернете! - озвучивает мнение одноклассников ученица 5 «А» класса Ирина Петрова. – Большой плюс газеты в том, что она открывает новые границы предмета, - добавляет уже лично от себя девочка. – В учебниках такого не расскажут!
- Газета – это выход в свет! – уверенно заявляет ее одноклассница Мария Спевак. - Там встречаешь такие вещи, о которых раньше и не задумывался. Видишь такое, что реально захватывает, так что невозможно оторваться. А еще это мнение людей, которые знают, о чем говорят.
Классный час действительно «зацепил». Со звонком стопка газет, приготовленная к проведению урока, заметно поубавилась. Иначе и быть не могло, публицистика всегда задевает за живое. Сегодня для многих пятиклассников открылся неведомый ранее мир. Газета оказалась не только информативной, но интересной и понятной.
- Замечательно, что у нас в школе всегда есть стопка свежих номеров «Прессы в образовании», - после урока признается учитель. – Поверьте, сегодня у вас стало десятка на два больше читателей!