Бензоколонка на пересечении Березовой аллеи и Сельскохозяйственной улицы. Здесь цена на несколько копеек выше, поэтому и очередей нет / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Эксперт рассказал, от чего зависят цены на бензин и когда они снизятся

Общество
Через неделю, 7 июня, президент страны Владимир Путин будет отвечать на вопросы граждан. Интересно, что он скажет, когда придется объяснять резкое майское повышение цен на бензин? За несколько дней почти на рубль. Этот вопрос - в числе самых задаваемых из тех, что уже присылают на почту "Прямой линии". А многие эксперты напрямую связывают стремительное подорожание с выборами главы государства. Дескать, цена на топливо сдерживаемая искусственно (чтобы не вызывать ненужных волнений), сорвалась как бешеная собака с цепи, когда стало можно.

Такого же мнения придерживается и директор Института актуальной экономики Никита Исаев, который помог "ВМ" разобраться в реальных причинах скачка, дал прогноз дальнейшего поведения цен на топливо и предложил выход из ситуации.Никита Олегович, с чем все-таки связано последнее повышение цены на бензин?

После того, как президент занял свой пост и назначили новое правительство, цены закономерно принялись расти. Наложились снижение объёмов производства из-за внепланового ремонта некоторых НПЗ, рост цен на нефть и традиционный сезонный рост спроса.

Почему в России, нефтяной стране, цена на бензин такая высокая?

Факторов множество: начиная с неэффективной разработки нефтяных месторождений, зависимости от импортных технологий, неэффективных устаревших НПЗ и заканчивая самым главным, который заключается в том, что крупнейшие сырьевые компании с госучастием просто самоустраняются от процесса экономического развития страны. На внутреннем рынке фактически отсутствует конкуренция – к нам не завозят нефть из разных стран, и выбирать не из чего. Сырьевые компании пользуются таким положением и стараются увеличить свою прибыль любыми способами: если мировые цены на нефть растут, то к ним привязывают и внутренние цены на топливо, если мировые цены на нефть падают, то стараются за счёт внутреннего рынка компенсировать недополученную прибыль, тоже повышая цены.

Что нужно сделать, чтобы цена на бензин у нас была такой же низкой, как в нефтяных арабских странах? Это вообще возможно?

Есть два действенных варианта: либо жёсткая конкуренция, как в США, либо полная национализация добывающих компаний, как в Саудовской Аравии. Первый вариант у нас невозможен. Во-первых, действующие очень влиятельные добывающие компании не пустят на рынок новых игроков, а во-вторых, только очень крупным компаниям по силам разрабатывать труднодоступные месторождения. В США всё намного проще: доступность месторождений позволяет минимизировать расходы и, если добыча перестаёт быть выгодной, консервировать буровые до лучших времён. Так что остаётся только второй вариант, благодаря которому можно будет снять коммерческую составляющую с продаж сырья внутри страны.

Есть ли предел роста цены на бензин? Или она может увеличиваться бесконечно?

Ещё не так давно, в 2012 году, казалось, что вот-вот цена литра 95 бензина достигнет 30 рублей, и это будет предел, после которого люди начнут устраивать митинги и требовать справедливости. Но нет, все продолжили заправляться. Потом ждали предела уже 40 рублей за литр. Но и после этого ничего не случилось. Теперь ждём такого же предела у 50 рублей за литр... Ситуация усугубляется тем, что в России автомобиль – это необходимое средство передвижения. Огромная территория страны просто вынуждает людей пользоваться своими машинами, а логистические компании - грузовыми автомобилями. Так что спрос на топливо стабилен в любых условиях. Рост цен конечно, не бесконечен, но запас прочности у людей, как показывает опыт, ещё есть.

Как реально можно регулировать цены на топливо?

В первую очередь должна активно работать ФАС: цены на бензин растут синхронно у всех производителей во всех регионах. Достаточно подозрительная ситуация. Во-вторых, необходимо ограничить повышение акцизов. Предстоящее снижение – это исключение в длинной череде повышений. Также появление большего количество независимых НПЗ могло бы помочь регулировать цены, но в наших условиях, пока что, увы, это нереально.

Какие прогнозы?

Летом возможно снижение цен на бензин из-за снижения акцизов. Но, в лучшем случае, цены опустятся на 2 рубля. Это всё равно на полтора рубля больше апрельских цен. Далее же рост цен возобновиться, но не скачком, как сейчас, а традиционно плавно. Никаких предпосылок для изменения ситуации и поведения добывающих компаний с НПЗ нет.Ниже в таблице приведены цены на топливо на 30 мая 2018 года.

[BIGTABLE]

ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ

АИ-92

АИ-95

АИ-98

EKA

42.55

45.75

51.25

Shell

42.49

46.39

50.66

ГазпромНефть

41.6

45.3

50.6

Интеройл

43.9

45.9

50.06

Лукойл

41.95

45.85

50.2

Нефтьмагистраль

42.89

45.39

49.99

РосНефть

40.8

44.8

50.5

ТатНефть

43.99

44.99

43.99

ТНК

41.6

45.3

50.6

ТРАССА

44.99

47.99

51.69

 [/BIGTABLE]

При том, что цифры на ценнике не радуют, бензин в России, по словам экспертов, еще не самый дорогой.

Фото: «Вечерняя Москва» ТОП-10 стран, где дороже всего заправляться (цена указана в пересчете на рубли)

1. Гонконг 125 руб2. Норвегия - 119 руб3. Нидерланды - 117 руб4. Италия - 110 руб5. Швеция - 109 руб6. Португалия - 109 руб7. Греция - 106 руб8. Турция - 105 руб9. Франция - 97 руб10. Бельгия - 94 руб

Но когда речь заходит о ценах на топливо, напрашиваются сравнения не с европейскими странами, а со странами Ближнего Востока, также как и наша, экспортирующими нефть. Всем хочется, чтобы в России в целом и в Москве в частности бензин стоил, как, скажем, в Кувейте, 16 рублей за литр. Но это, по словам специалистов, мечта, которой не суждено сбыться. Жизненные реалии против. Действительно, кажется, что в России много нефти. Но если сделать пересчет на душу населения, то выяснится, что, наоборот, очень даже мало. И качеством она, по словам специалистов, не блещет, в отличие от ближневосточной. Себестоимость добычи у нас и у них разная: многие российские месторождения малорентабельны, поскольку находятся в поясе холода, где добывать нефть сложнее, чем в песках. Из-за низких температур ломается оборудование, а это дополнительные затраты. И стадий переработки российская нефть переживает больше, чем чистая ближневосточная - тоже деньги. Так что разговоры о том, что нам бы, как у них - бессмысленны. Затраты на добычу нефти в формировании цены на бензин забирают львиную долю.

Когда увеличивается цена на бензин, дорожают семечки у бабушек. Так всегда говорят. Об этом всегда переживают. Бабушку, торгующую семечками, сейчас и не увидишь нигде, а народное мерило инфляции осталось. А если серьезно, рост цент на бензин - это всегда рост цент на продукты. К счастью, специалисты дают не очень тревожные прогнозы.

Роман Ткачук, старший аналитик компании "Альпари":

- О процентах: Средний рост последнего повышения цены на бензин составил порядка 10-15 процентов.

- О ценах на нефть: Стоимость нефти в рублях выросла за два месяца на 35 процентов, до 5000 рублей за баррель. Увеличение своих расходов НПЗ не преминули переложить на потребителей.

- О влиянии на автомобилистов: Последствий мы не ждём – цены находятся на приемлемом уровне, отказываться от использования личного автомобиля никто не станет.

- О похожих случаях: Цена на бензин растет скачкообразно. В 1999-2000 годах бензин довольно быстро подорожал вдвое. В 2010 году было резкое подорожание цен на дизельное топливо. .

- О тратах москвичей: В среднем в месяц москвич будет платить за бензин больше на 10 процентов. Если москвич тратил на бензин 5000 рублей в месяц, то теперь будет тратить 5500 рублей.

- О сдерживании цен: Из-за сдерживания розничных цен на бензин в какой-то момент возникла парадоксальная ситуация – они стали ниже, чем оптовые цены. Оптовикам стало выгодней покупать бензин на заправках.

- О роли антимонопольной службы: ФАС может приостановить цен на бензин. Важно, что с 1 июля снизят акцизы на бензин. Так государство даёт сигнал нефтяным компаниям, что будет следить за уровнем цен. Так что НПЗ не будут играть с ценами, иначе они рискуют навлечь на себя внимание контролирующих органов.

- О бюджетных потерях: Для бюджета снижение цен на бензин компенсируется ростом цен на нефть – доходы нефтяных компаний за счёт этого вырастут, соответственно, и налоги с них вырастут.

- О росте цен на продукты: Рост цен на бензин традиционно раскручивает «маховик инфляции». В стоимости продуктов доставка составляет 10-30 процентов. Увеличение цен на бензин может привести к росту инфляции на 0,5-1 процент.

- Об экспорте: Если искусственно снизить цены на бензин внутри России, нефтяники постараются нарастить экспорт. А внешние рынки у них и так в приоритете - большую часть доходов они получают за счёт экспорта.

- О том, что будет дальше: Мы ожидаем, что рост цен на бензин приостановится. Впрочем, и снижения цен на топливо ждать не стоит. Как мы знаем, в России вообще редко что-то дешевеет.

Слова эксперта доказывают цифры: если посмотреть на график, последние 10 лет кривая изменения цен на бензин только и делала, что поднималась вверх.

Цены на бензин за последние 10 лет / Фото: «Вечерняя Москва»

Пока государство пытается урезонить "сорвавшихся с цепи ценовых псов", пока нефтедобытчики долбят вечную мерзлоту, а оптовики ищут более выгодные рынки сбыта, пока нефтеперерабатывающие заводы налаживают мощности, а продавцы бензина в розницу подсчитывают прибыль, которую они получат за летний сезон, "ВМ" советует научиться экономить. Если правильно эксплуатировать автомобиль, можно сэкономить до 35 процентов топлива, залитого в бак. Мелочь, а приятно. Просто не открывайте окна, если едете больше 50 километров в час, не мучайте кондиционер, проверяйте давление в шинах и прогревайте двигатель.

ПО ТЕМЕ

В России заметно выросли цены на бензин

Эксперт: Цены на бензин продолжат расти

Российские производители бензина подняли цены на 13 процентов

Власти Казахстана хотят отказаться от российского бензина

amp-next-page separator