Интернет – спасение для нелюбимых, или как избавиться от виртуальной зависимости
В подмосковном санатории обычный день. Я приехала по приглашению подружки на выходной. Летний солнечный день располагал к веселым играм, активной беготне, но детей, резвящихся на каникулах я не увидела. На скамейках тихо переговариваются пожилые люди, молодые мамочки прогуливаются с колясками в тени кленов. Мужчины играют в лото и шахматы, дошколята копошатся на детской площадке.
- А твой-то где? Я ему гостинец принесла, – спрашиваю я у подруги Валентины о ее 11-летнем сыне Максиме, - нигде его не вижу.
- Он в номере, - уклончиво отвечает Валя, - спал плохо. Он вообще плохо спит… Ему на такой жаре быть не нравится. На обеде увидитесь.
- Ну и ну! - удивилась я. - Такая красота и не нравится! Я бы в его возрасте уже все окрестности здесь обегала, всех жуков–стрекоз пересмотрела, на велосипеде бы покаталась.
Валя сделала вид, что не слышит моих слов.
Прогулка прошла отлично, воодушевленные воспоминаниями о юности и свежим воздухом, мы пришли на обед. Выбрали столик у окошка с видом на цветник. Валя позвонила Максиму, пригласила за стол. Через пять минут я обнимала бледного, сосредоточенного Макса, а он обнимал свой планшет. За время обеда Максим ни разу не посмотрел в окно, ел машинально, уставившись в экран. Лезть в воспитание ребенка подруги я не могла, молчала.
- Ну, - улыбнулся Макс. - Я наелся, встретимся вечером.
- Может на улице посидишь? - схитрила я.
- Не, - махнул Макс рукой. - Там вай-фай не ловит.
Валя виновато посмотрела на меня.
- Не знаю, что делать. Мне кажется, он слишком много времени проводит за компьютером. Хотела забрать у него планшет, так он в телефоне сидит. А забрала телефон, у него случилась истерика.
- Может у него зависимость?
- Ты что с ума сошла? – возмутилась Валентина, - сейчас все дети так себя ведут.
А может, у всех зависимость? И как понять, зависит ли человек не важно какого возраста от интернета. На вопросы "Вечерки" согласилась ответить психолог Анастасия Полхова.
- Что такое интернет-зависимость? Какие у нее симптомы?
- Интернет-зависимость – это чрезмерное использование Интернета в ущерб своему физическому, психологическому, социальному или профессиональному благополучию. Основным симптомом можно назвать навязчивое желание находиться в сети и невозможность оттуда вовремя выйти, которое сопровождается сильными эмоциями и раздражением при просьбе выключить компьютер, либо полное игнорирование такой просьбы. Также характерно ощущение пустоты, депрессии и беспокойства без сети. Пренебрежение отношениями с семьей и друзьями, предпочтение общению сети Интернет. Отсутствие хобби и другого вида развлечений. Из физических признаков: нарушение сна, приемов пищи, боли в спине, нарушение зрения, сильная утомляемость, пренебрежение гигиеной.
- Чем опасно это состояние?
- Полное обесценивание своей реальной жизни, которое сопровождается психическими, мыслительными и физическими изменениями: ухудшение зрения, заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз, артроз), сердечно-сосудистые патологии (тахикардия, аритмия, артериальная гипертония, варикоз нижних конечностей). Нарушения режима сна и бодрствования, изменение отношений в семье и с друзьями: отсутствие близких контактов и неспособность их устанавливать, снижение коммуникативных и умственных навыков, депрессия и агрессивное поведение.
Утверждают, что дольше всего времени проводят в соцсетях люди с низкой самооценкой; среди них – наибольшее число самоубийц. В группе все люди, которые чувствующие себя "неинтересными и незначимыми" в реальной жизни.
- Если родители предполагают, что у ребенка зависимость, как правильно отучать его от интернета?
- Не стоит его изначально приучать к нему. Проблема заключается в том, что многие родители не видят в таком времяпрепровождении ребенка ничего страшного: "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало..." и сами делают доступ к компьютеру формой поощрения. В таком случае выходит, что родители сами способствую восприятию ребенка игры как что-то хорошее, приятное и полезное.
- А сколько ребенок может проводить времени в интернете? Ведь без него представить жизнь обычного человека уже невозможно.
- Это зависит от возрастных рамок, в которых находится ребёнок. До трёх лет ребёнок не должен быть вовлечен в компьютерную реальность: телефоны и айпады относим туда же. До семи лет ребёнок проводит время за гаджетами только в присутствии взрослого человека и не более 40 минут-часа в день. А далее с ребенком уже стоит договариваться как со взрослым, потому что контролировать его постоянно не получится, а не а отсутствие допуска его к современным гаджетам сделает ребенка "чужим" в глазах сверстников.
Поэтому в первую очередь, ребенку надо объяснить все плюсы и минусы интернета и предоставить ему право выбора: он выбирает здоровую и счастливую реальную жизнь, или жизнь в онлайн режиме без подлинного интереса к реальной и отсутствием реализации в таковой?
- Как можно отвлечь ребенка?
- В первую очередь, родители должны интересоваться ребенком. Надо с ним общаться, спрашивать, как прошел его день, что интересного с ним приключилось, что нового узнал, какое его настроение и так далее. Зачастую ребенок уходит в интернет-реальность из-за отсутствия внимания со стороны близких.
Также надо поощрять занятия ребёнка вне школы: спортивные секции, чтение книг, рисование... Но мало приучать ребёнка к чтению, если родители сами не увлекаются таким досугом. Вы - макет для ребенка, тот образец поведения, который он бессознательно впитывает и воспроизводит на себе. Поэтому очень важно родителям быть вовлеченным в жизнь ребёнка: разговаривать с ним, знать его мысли и беспокойства, проводить вместе досуг и формировать его круг интересов за пределами интернета.