В звании творцов фотографам отказывали
Ее пионеры, Нисефор Ньепс и Фокс Тальбот, об искусстве и не думали, они стремились запечатлеть природу без помощи кистей и красок. На заре развития этого ремесла фотографы были людьми, которые могли зафиксировать, увековечить событие или объект.
Профессия была наполовину технической: к примеру, чтобы проявить пленку, нужно было быть неплохим химиком. Из-за этого фотографов долго не считали творцами, а их работа не могла претендовать на звание искусства. Многие хорошо рисовали, хотели фотографировать, но не получалось, если они не могли правильно вставить пленку в фотоаппарат, установить нужную выдержку или диафрагму. Позже Джордж Истмен основал компанию, построенную на принципе «Вы только нажимаете на кнопку, а мы делаем все остальное». В этот момент фотография стала распространяться. Появились фотохудожники, музеи стали покупать их снимки, а фотовыставки смогли конкурировать по посещаемости с картинными. Было много любителей, но из-за несовершенства камер того времени снимки далеко не всегда получались идеальными, и люди стали обращаться к профессиональным фотографам.
После цифровой революции нулевых этот рубеж исчез — теперь получается у всех. Современные камеры способны снимать даже в полной темноте. Как шутят профессионалы, сейчас фотографируют там, где мы раньше проявляли пленку.
Фотографий в мире стало намного больше — счет пошел на миллиарды изображений. Камеры, встроенные в смартфоны или планшеты, сегодня есть практически у всех. Однако основной парадокс заключается в том, что, несмотря на резкое увеличение объема, действительно хороших фотографий больше не стало, как и их авторов. Ведь даже к самому навороченному фотоаппарату человеческий талант не прилагается.