Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования «Царицыно» 

Ефим Рачевский: Предлагаемые обстоятельства — красивый город

Общество
Процессы и результаты – две стороны одной медали. Результаты образования  всегда отражаются на повседневной жизни: меняется  жизнь к лучшему или не изменяется. Эти перемены и есть процесс, сама жизнь.

Школа № 548, расположенная на юге Москвы, из года в год попадает в топ-20 ежегодного рейтинга вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников. Народный учитель России, директор школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский рассуждает о том, как изменилась столица в последние годы, какими стали современные школьники и их родители, почему красота влияет на уровень вандализма:

- Надо сказать, что я не только внимательно наблюдаю за тем, что в Москве происходит, но работаю, да и просто живу в этом городе много десятков лет. Качественное образование, квалифицированная медицинская помощь и гарантированное место в детском саду, выстроенная транспортная система, хорошая заработная плата – вот те предлагаемые обстоятельства, в которых живут сегодня московские семьи. 

Предпочтения изменились, например, семьи стали более требовательными к  качеству образовательных услуг, которые они получают. Родители иначе воспринимают город и школу, чем это было 10-20 лет назад. Благодаря информационной открытости школы папы и мамы окончательно выдавили из себя остатки школьного рабства. В чем оно выражалось? Вот я каждую субботу встречаюсь с родителями. Если ко мне в дверь входит мой 60-летний сверстник, он очень робко входит. В нем еще жива память, когда к директору вызывали за наказанием, за «сожжением на костре». Если приходит родитель, которому сейчас 30 лет, он даже дверь открывает смелее, входя ко мне в кабинет. В его глазах вижу, что он хочет общаться со мной, как с партнером, у него и в мыслях нет шаблона: «директор – начальник, я – проситель». Как такое настроение появилось? Думаю, помогла информационная открытость города: всегда можно задать вопрос директору, руководителю департамента, правительству Москвы и получить ответ. И вопрос будет размещен в открытом пространстве, и ответ. Это чрезвычайно важно.

Если говорить о детях, то не могу быть категоричным и сказать, что дети стали другими. У них изменились потребности, они амбициозны, ориентируются на личный успех, для них семья не менее, а более важна, чем школа. Многие из них планируют свое будущее на пять-шесть лет. Они не живут в состоянии, в котором жили дети в советский период, когда за них все решали: семья, партия, школа. Сейчас дети ориентируются на то, что самостоятельно планируют будущее. И в этом планировании очень большую роль играет школа. Либо школа является помехой, либо школа содействует этому.

Какие изменения еще заметны, если говорить о детях? На поверхности лежит то, что они отягощены информационной культурой, владеют элементами коммуникации, работают на компьютере, общаются с помощью смартфонов уже с самого раннего возраста, но все это не является признаками новой культуры. Это признаки новой технологии. Есть один такой замечательный пример. В одном из самых нищих районов Дели лет шесть тому назад вмонтировали в стену хороший компьютер и поставили камеру видеонаблюдения. Около этого компьютера изо дня в день стояли нищие, грязные дети. Компьютер был постоянно включен. Через неделю они уже овладели навыками Power Point, Windows. Никто их этому не учил. То есть я уверен, что если современную технику детям дали бы в начале 80-х годов, они ее тоже освоили бы.

Пожалуй, вот еще какой момент. Современные школьники к знаниям, навыкам, умениям относятся гораздо более серьезно, чем дети начала 80-х годов. Тогда учеба рассматривалась ими как некая обязанность по отношению к семье, обществу, государству. В наши дни ценности поменялись. Их отношение к образованию носит целевой характер. Они его рассматривают в качестве необходимого условия успешности в жизни. Здесь дети идут вслед за своими родителями. Нормальная семья, нормальные родители хотят, чтобы их дети жили лучше, чем живут они. И это желание родители напрямую связывают с тем уровнем образования, которое можно получить в городе. Теперь появилась возможность получать качественное образование в любом районе Москвы. 

Все это, вместе взятое, влияет на общую культуру молодого поколения. Вот, например, если задуматься, почему вандализма стало меньше, практически не стало. Это касается и стекол на автобусных остановках, и витрин, и стекол в транспорте. Что произошло, изменилось в городе? Как только стали ставить автобусные остановки из стекла, их били. Потом их стало много. Нет мотива, чтобы бить, ибо их стало много и битые сразу заменялись. Кроме того, это иллюзия, что с помощью увещеваний можно сделать некую профилактику вандализма. От чего происходил вандализм? От безысходности интереса. Не было вокруг ничего интересного, что их привлекало. Почему бы не разбить остановку, не выломать кусок забора, почему бы кого-нибудь не побить, что-то не поджечь.

В наше время в Москве появилось настолько много условий для приложения детской энергии, что нет необходимости что-то портить, ломать, чтобы развлечься, «раскрасить» свою жизнь. Городская среда стала настолько разнообразной: технопарки, музеи, всевозможные зоны отдыха. Есть еще один немаловажный фактор влияния: на красивое рука не поднимается, на красивое рука поднимается только у людей с неадекватной психикой. Москва похорошела, город моют, по-моему, каждые два часа, появились современные ландшафтные решения. Как любовь, и к родному городу тоже, возникает от чувства удивления, так и познание невозможно без удивления. Смена ландшафтных решений в Москве вызывает удивление. Приведу один пример. Перед Новым годом город был украшен совершенно фантастически: всевозможными цветами, световыми решениями. И нигде никто ничего не сломал, потому что все было выполнено с любовью и красиво. Было ли раньше 10-15 лет назад так же красиво в столице? Не было. Были традиционные сменяемые декорации в виде флагов, немногих других украшений.

Все вместе это называется «красивый город». Я имею в виду не только архитектуру или ландшафт, а совокупность всего того хорошего, что есть в нашем городе.

Есть еще один интересный показатель жизни города – проявление общего сознания. Вот акция «Бессмертный полк», в Москве на нее вышло свыше 1 млн человек. Если бы эта акция проводилась в конце 90-х годов, я не уверен, что народ вышел бы, потому, что в этой акции заключено не только почитание погибших и умерших, а доверие людей друг к другу и доверие к власти, государству.

Часто говорят о любви к власти. Думаю, власть любить бессмысленно, это все равно, что любить инструмент, потому что власть – это инструмент.  А вот доверять инструменту – это нормально. Городская власть выстроила коммуникацию с людьми. Коммуникация через референдум для меня сомнительна, а вот коммуникация через сайт мэра, систему госуслуг, проект «Активный гражданин» – другое дело. Все мы не любим, когда у власти слова расходятся с делом, когда нас обманывают. То, что делает сегодня мэр города Сергей Семенович Собянин, вызывает доверие. Вполне естественно, что появляется доверие к власти и желание ее поддерживать. Город управляется на основе мощной обратной связи. И реакция горожан на то или иное изменение или проект учитывается при принятии итоговых решений. Все, что я перечислил, означает одно: московской власти горожане доверяют.

amp-next-page separator