Остаться после уроков: рынок репетиторских услуг вырос в шесть раз с начала века
По подсчетам экспертов РАНХиГС, в 2017 году рынок репетиторских услуг в России составил практически два миллиарда долларов (120 миллиардов рублей). Для сравнения, в 2000 году эта цифра не превышала 300–350 долларов. Ежегодный прирост составляет три-пять процентов. А за дополнительными занятиями сейчас обращаются почти 40 процентов учащихся 5–11-х классов.
– Обычно около 60 процентов ребят приходят к репетиторам для подготовки к Основному и Единому государственным экзаменам, – рассказал «ВМ» частный преподаватель по точным наукам и английскому языку Максим Шабанов. – Остальные просто хотят подтянуть знания. Хотя есть репетиторы, которые занимаются только ЕГЭ и ОГЭ. Обычно обращение к педагогу за дополнительными занятиями является согласованным между ребенком и родителем решением. Куда реже это оказывается личной инициативой ребенка или «приказом» родителя.
Как утверждают эксперты, к 2021 году объем рынка услуг по дополнительному образованию превысит 149 миллиардов. Численность школьников, недовольных стандартным объемом уроков, достигнет 6,9 миллиона человек.
– Если относить репетиторство к дополнительному образованию, то такая тенденция вполне объяснима для России в целом, но не для Москвы, – считает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – Москва стоит особняком. Здесь активно функционируют комплексы, которые объединили в себе весь набор образовательных услуг, необходимых ребенку и его родителям. Однако говоря о факте увеличения рынка, могу отметить две тенденции, которые иллюстрируются ростом популярности образовательных услуг. Во-первых, школа – это предельно консервативный институт, задавленный проверками, надзором и контролем. Форма дополнительного образования больше ориентирована на ребенка. А во-вторых, сказываются психологические стереотипы родителей. Система меняется очень быстро, современные школы отличаются от тех, что заканчивало старшее поколение. Ничего плохого в репетиторстве нет, главное – не переплачивать дважды. Однако я убежден, что ЕГЭ не такой сложный экзамен, чтобы нанимать специально для него репетиторов.
Обычно занятия с репетиторами организовывают два раза в неделю по каждому нужному предмету. Стартовая цена полуторачасового урока у более-менее квалифицированного педагога – 2000 рублей. Далее наценка осуществляется буквально за все: сложность предмета (учитель по химии в любом случае будет стоить дороже преподавателя по литературе), запросы родителей (хочет ребенок просто подтянуть хвосты или сдать ЕГЭ на 100 баллов), личные занятия или посредством видеоконференции и так далее. Определенный процент добавит и статус репетитора: является он простым учителем или, допустим, профессором ведущего вуза.
– Можно выделить несколько сегментов родителей, обращающихся к репетиторам, – утверждает генеральный директор крупной сети учебных центров Михаил Мягков. – Одни не уверены, что школа адекватно подготовит к экзаменам. Другие считают, что школа и экзамен – это две разные истории, что отчасти так и есть. А третьи ориентируются на конкуренцию и таким образом инвестируют в будущее ребенка. Отмечу, что бюджетных мест в вузах сейчас очень много. Но вот хороших бюджетных мест – единицы. Фразу «подготовить к ЕГЭ» можно понимать по-разному. Подготовить так, чтобы набрать минимальный проходной балл, – это одно. А поступить, например, в Московский государственный университет – это уже другое.
По словам Мягкова, частный рынок сфокусирован именно на втором.
– Да, школы понимают контент ЕГЭ, – добавляет эксперт. – Но все же он несколько отстранен от основной программы, направлен на проверку ученика с разных сторон. Дополнительное образование готовит не только к решению задачи, но и к тому, как использовать различные ресурсы, как морально настроиться на, допустим, нехватку времени или какую-либо экстремальную ситуацию. Рост рынка дополнительных услуг – это не проблема. Это тенденция всех развитых стран, это вопрос конкуренции.