Изначально проект путешествия Харитонова, получивший философское название «Путь», планировался всего на два года / Фото: Из личного Архива Олега Харитонова

Невозможное возможно

Общество
Четыре года провел в дороге москвич Олег Харитонов: 75 стран и 200 тысяч километров на мотоцикле – это, наверное, самая долгая в современной истории России кругосветка.

За минуты до полудня у киноклуба «Фитиль», откуда ровно четыре года назад Олег стартовал в кругосветку, собираются люди, для которых исколесить весь мир за рулем мотоцикла — больше чем подвиг.

Здесь и друзья-байкеры, и те, кто не остался равнодушным в моменты, когда путешественнику грозила опасность, и просто любопытные наблюдатели, еще только мечтающие отважиться на подобный шаг. Но самое главное — здесь его встречает семья.

— Папа обещал, что, когда он вернется, мы всегда будем вместе, — бойко заявляет дочь путешественника Юля. Малышке всего семь лет, и через две недели ей предстоит собственное приключение — первый раз в первый класс. — А потом, когда вырасту, отправлюсь, как папа, в путешествие! Медленно проезжает автобус, ему навстречу — автомобиль такси... Прибыть к месту встречи точно по расписанию из-за столичного трафика для Олега оказывается невозможным, а преодолеть возрастающее напряжение — все сложнее. И вот наконец слышен рокот двигателя. Свернув на дублер, Олег сбавляет скорость — как же поверить, что позади остались двести тысяч километров, а до встречи с семьей остается всего два поворота...

С «Фитиля» все начиналось

Тяга к приключениям, уверяет Олег Харитонов, появилась именно здесь, вблизи Фрунзенской набережной, в столичном кинотеатре «Фитиль». И началось все не четыре года назад, а значительно раньше.

  / Фото: Из личного Архива Олега Харитонова

— Когда я был подростком, в кинотеатрах нон-стоп шли такие культовые фильмы, как «Курьер» и «Золотой теленок», — вспоминает путешественник. — Мы заранее узнавали расписание, сидели с мальчишками в кустах и выжидали. Когда начинался сеанс, бабушка-билетерша открывала пожарную дверь и уходила. Спустя три минуты мы прокрадывались на задние ряды, располагались со всеми удобствами и по сотому разу смотрели одни и те же бессмертные ленты.

Ехал в сторону Москвы

Изначально проект путешествия Олега Харитонова, получивший философское название «Путь», планировался всего на два года. Для кругосветки, впрочем, — вполне реальный срок.

— Уже на Алтае я сообразил, что все мои планы летят коту под хвост, а потому просто решил их оставить, — рассказал Олег. — Я быстро понял, что еду не для того, чтобы уложиться в заданный срок и оказаться в нужном месте в назначенное время. Я еду для того, чтобы увидеть мир и открыть для себя самого какие-то белые пятна. И получилось это только благодаря тому, что я не спешил. Зачем обычно едут люди в путешествие? За картинками. Но за четыре года я понял: вот эти картинки, эти закаты, пейзажи, достопримечательности — в итоге это последнее, что важно в путешествии. Самое важное — люди, которых ты встречаешь. И восприятие стран зависит от конкретных людей. Через них, как через линзу, то или иное место мне показалось прекрасным или отвратительным. Три месяца в Аргентине, два с половиной — в Соединенных Штатах Америки, 72 дня — в Лаосе. Какие-то страны пролетели незамеченными, где-то пришлось подзадержаться надолго.

— Забавно говорить такое, возвращаясь из кругосветки, но у меня есть фобия: если меня отделяет от Москвы расстояние, которое можно преодолеть на машине дольше, чем за сутки, мне психологически становится не уютно, — признается Харитонов. — В путешествии я ехал все время в сторону Москвы, я как будто возвращался. А уехать навсегда из этого города — нет, я не готов. Да, я люблю Берлин. Меня впечатлила Рига и Латвия в целом. Там я мог бы построить уютный домик и остаться. У меня было много мыслей на этот счет. Но все они ушли, стоило мне всего час проехать по Москве!

Новый взгляд на старый город

После четырех лет расставания с любимой столицей возвращаться в Москву Олегу было, по его собственным признаниям, попросту страшно. Сердце с замиранием ждало смога, пыли, хмурых людей, идущих по улице среди ржавых трамваев и дизельных грузовиков… — До сих пор я не могу понять: у меня эйфория или Москва действительно так преобразилась?!! — удивляется путешественник. — Я не узнал родного города. Больше всего я переживал за Москву культурную, Москву историческую. Но я еду сейчас по городу и вижу не только новые здания, но и восстановленную Москву моего прошлого. А эти проспекты, эти чистые машины! Было ощущение, что даже люди по-особенному одеты. Помните, в «Золотом теленке» в Рио-де-Жанейро все ходили в белых штанах? Вот я ехал по Кремлевской набережной, и мне казалось, что все люди в белых штанах! Кто встречал меня по пути, помнит: я часто думал о том, что по возвращении из Москвы надо будет уезжать, потому что город превратился не пойми во что, что любимой столицы больше нет. Но оказалось — она есть, она живет и процветает! А еще вот что скажу: самые красивые девушки — в Москве!

Фото: Из личного Архива Олега Харитонова

 Учите детей мечтать

Встреч за годы путешествия у Олега действительно было много, в том числе и с детьми. Общаясь с ними, он пытался рассказать им о том, что в жизни, помимо гаджетов, есть настоящие ценности.

— Перед глазами у меня до сих пор стоит один мальчишка из ЮАР, — вспоминает Харитонов. — Это была встреча с русскоязычными школьниками, на которых я всегда задавал детям вопрос: «А что бы вы сделали, если бы у вас был миллион?» Обычно ребята начинают отвечать так: «Я бы что-то купил, я бы куда-то вложил...» Обязательно встанет какая-нибудь отличница и скажет: «А я буду помогать людям». «Каким людям?» — спрашиваю я. «Ну, каким-нибудь людям», — отвечает она. Они размышляют, рассуждают, но ни у кого нет конкретики. В итоге — никто не знает, чего он хочет в жизни. И вдруг один мальчишка с задней парты, положивший ногу на ногу, понурый такой, выдает: «А я бы купил лошадь». Для меня этот ответ самый верный. Потому что только он — настоящий и искренний. У этого замечательного мальчишки есть мечта, своя собственная, не навязанная никем! К сожалению, сейчас это огромная редкость.

И все-таки я его выучу!

 Интересно, но за четыре года одиночного кругосветного путешествия английский — язык международного общения — Олег Харитонов так и не выучил.

— Мой мозг находил самые разные способы, как обходиться без него, — объясняет феномен мотоциклист. — Да, есть английский, когда-то пытались внедрить эсперанто… А есть язык, на котором общаются два человека, когда хотят друг друга понять. Вот тогда происходит чудо. Ведь порой люди не понимают друг друга, говоря на одном языке: ты говоришь «белое», человек тебе отвечает «да, черное». Но признаюсь: порой знания языка все-таки не хватало. Особенно когда я встречал человека, с которым хотелось поговорить не только на бытовые темы, но и о чем-то глобальном: об эмоциях, переживаниях. Так что я дал себе слово: в августе следующего года я буду говорить на английском!

  / Фото: Из личного Архива Олега Харитонова

Чем труднее, тем интереснее

План на ближайшее будущее у Олега предельно прост, но от этого — не менее важен: всей семьей проводить Юлю, ждавшую папиного возвращения большую часть жизни, в первый класс.

— Вообще идей у меня огромное количество, — рассуждает путешественник. — А еще я совершенно точно знаю, чем не стану заниматься. Я не буду жить ради каких-то бытовых ценностей. В жизни главное — идти к цели. И чем она сложнее, чем больше уверенность, что ее невозможно реализовать, тем сильнее я буду к ней стремиться. У меня нет авторитетов, но некоторые фразы известных людей мне очень близки. Че Гевара однажды сказал: «Это невозможно, значит, мы это сделаем». И то, чем я буду заниматься в жизни, я буду делать исходя из этого лозунга.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Кобелюк, мотоциклист

Помню, Олег взял с собой комплект резины, а через 300 километров пути сказал, что стер себе спину. И человек ведь понимает, что ему с этим предстоит объехать весь мир. Он достаточно резкий в манере вождения и целеустремленный — в жизни. Путешествие показало, что английский язык, пусть это и язык международного общения, не так уж и важен. Люди общаются сердцем. Мы много говорили с Олегом на протяжении путешествия, созванивались и переписывались в социальных сетях. Но это никогда не было «бытовухой» из разряда: «Леха, я проколол колесо, не знаю, как жить дальше». В долгой дороге остаются только душа и понимание, для чего был проделан этот путь.

Владимир Землянский турист, познакомились в Сантьяго-де-Куба

Мы встретились с Олегом в апреле этого года на Кубе. Я приехал заниматься дайвингом и совершенно случайно столкнулся с ним. С первых слов Олег расположил к себе и буквально очаровал каждого, кто был тогда в нашей компании. Боюсь, после такого приключения ему будет трудно адаптироваться в окружающей действительности, это может стать настоящим испытанием. Так что хочется Олегу пожелать, чтобы это кругосветное путешествие не было последним.

СПРАВКА

«Путь» — проект одиночной кругосветной экспедиции Олега Харитонова, организованный при поддержке Федерации мототуризма, Министерства иностранных дел, Россотрудничества, Ростуризма и многих других правительственных организаций. Казахстан, Иран, Мьянма, Камбоджа, Канада, Боливия — отчаянный маршрут путешественник преодолел на одном мотоцикле. Финишной прямой для него стали 15 тысяч километров маршрута по городам России: от Амурской области через Красноярск, Новосибирск, Казань и Владимир — в Москву.

amp-next-page separator