Если вы занимаетесь с ребенком, вы ему и родитель, и друг, и учитель, и надзиратель. Животных нельзя идеализировать. Тигр — это вам не плюшевая игрушка / Фото: Маргарита Вовк/ИТАР-ТАСС

Зверь не должен быть игрушкой

Общество
В Москве стартует VI Всемирный фестиваль циркового искусства «Идол». Художественный руководитель Большого Московского цирка Аскольд Запашный рассказал «Вечерке», почему дрессура — это искусство, как воспитать в ребенке гуманность и кого держит в качестве домашнего питомца хозяин тигров.

— В последние годы цирк, сохраняющий верность традициям и поддерживающий дрессуру, подвергается нападкам зоозащитников. Приходится ли держать оборону?

— Я сразу определю понятия. Позиционировать себя зоозащитником и быть им — это разные вещи. Мы живем в мире, где человек, имеющий свои цели и понимающий функционирование общества, может потянуть за собой массы народа. Цирк стал мальчиком для битья. Его демонизация сегодня приобрела политическую окраску. Разбираться никто не хочет, все стремятся делать то, что кажется модным и удобным. А сейчас модно ругать цирк. Люди не думают об аргументах. Они просто хотят быть «против».

— Какие аргументы в поддержку животных как артистов вы бы привели?

А какие аргументы приводят против нас? Сомнительные ролики из интернета? Почему-то никто не хочет проверять их достоверность. Нас обвиняют в том, что кроме дрессуры мы больше ничего не умеем. Вот вам пример: лично я — режиссер, жонглер, канатоходец, акробат. Я не пропаду без дрессуры. В нашей профессии ищут недостатки. Так их можно найти где угодно! Вон по улице ездит транспорт. Так он же загрязняет окружающую среду! Почему против этого никто не митингует? Когда мы были в Таллине, к нам прибежали агрессивные активисты с криками, мол, здесь Европа, а вы тут со своими доисторическими зверствами. А вечером в том же Таллине в ресторанах подавали мясо медведя. У меня 15 хищников, которые работают со мной всю жизнь. А сколько медведей ежедневно убивается в городе Таллине ради экзотического блюда?

Если вы берете домой крокодила, чтобы один раз им похвастаться, а потом содержать его в аду, я категорически против. Животное — это член семьи / Фото: Интерпресс/ИТАР-ТАСС

Наверное, с такими агрессорами диалог вести сложно?

— Все, что говорят такие псевдозоозащитники, — чушь дилетанта. Недавно мне попытались задать вопрос: «Говорят, что тигры — ночные хищники. А вы их мучаете, заставляете выступать днем...» Минуточку! Кто сказал, что тигр — ночной хищник? Это же псевдонаука! А от нас хотят, чтобы мы отвечали на вопросы, в основе которых ложь и вранье.

— За годы работы с вашими хищниками кем вы стали для них?

— Жизнь многогранна. Если вы занимаетесь с ребенком, вы ему и родитель, и друг, и учитель, и надзиратель. Животных нельзя идеализировать. Тигр — это вам не плюшевая игрушка. Более того, он потенциальный убийца. И если хищник по отношению ко мне проявляет агрессию, я тоже становлюсь хищником. Но все же моя задача — найти контакт, заговорить с ним на его языке. Так что в зависимости от ситуации я и друг, и родственник, и наставник.

— Идя на поводу у моды, многие заводят экзотических животных дома. Стоит ли это поощрять?

— Я бы поделил этих людей на два типа. Глобально — я не против. Лично знаю тех, кто с удовольствием заботится о редких питомцах, создает для них все условия. Но большинство, я признаю, относится к такому зверю как к игрушке. Если вы берете домой крокодила, чтобы один раз им похвастаться, а потом содержать его в аду, я категорически против. Животное — это член семьи.

Когда мы были в Таллине, к нам прибежали агрессивные активисты с криками, мол, здесь Европа, а вы тут со своими доисторическими зверствами. А вечером в том же Таллине в ресторанах подавали мясо медведя / ИТАР-ТАСС/Интерпресс/фото из архива: 24/03/2009

— А у вас — дрессировщика хищников — домашние животные есть?

— Сейчас — только аквариумные рыбки. Дочери давно просят кого-нибудь завести. Но я осознаю, что животное в доме — это ответственность. Пока у меня не будет возможности в случае отъезда оставить его в достойных условиях, а не искать по знакомым, где бы приютить, я его не заведу.

— Здесь, в Москве, есть ли условия для полноценного сосуществования человека и животного?

— Пока я не могу ответить утвердительно. Животные в мире людей должны быть нормой, а это — совсем другое общество. Мало открыть одну площадку для собак. Это должно быть систематически, а не разово. Нужно не запрещать цирки и зоопарки, а делать так, чтобы при строительстве любого дома была заложена площадка для выгула животных.

Как привить детям, да и взрослым тоже, любовь к братьям нашим меньшим, чувство ответственности за них?

— Способ только один: ввести животное в свою жизнь. Если ребенок не контактирует с животными, повзрослев, он будет относиться к ним цинично. Я ни в коем случае не призываю всех бежать и покупать собаку. Но всегда есть Московский зоопарк, наш цирк, есть друзья с питомцами. Все это — способы воспитания ответственности, о которой вы говорите. Когда ребенок знает животных, когда он понимает его «хрупкость», тогда он вырастет настоящим человеком.

СПРАВКА

Аскольд Запашный — представитель цирковой династии и художественный руководитель Большого Московского цирка, народный артист России. Выступает в таких жанрах, как дрессура, вольтиж и хождение по канату.

amp-next-page separator