Вот и все устройство: 14 приводов электронных да стальные тросы / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Храм Живоначальной Троицы заговорил электронным голосом

Общество
В московском храме Живоначальной Троицы, который расположен в 1-м Рижском переулке, недавно заработала электронная звонница. Чтобы узнать механизм ее действия, а также то, чем она отличается от обычной, корреспондент «Вечерней Москвы» отправился наместо. В итоге, ознакомившись со всеми особенностями уникальной звонницы, был приятно удивлен.

Навигатор довольно быстро проложил путь. Церковь находится в стороне от крупных магистралей, рядом с железной дорогой. Здесь, по устоявшейся советской традиции, все застроено бесчисленными гаражами, уже покосившимися от времени постройками, которым дано краткое, но емкое по смыслу определение — «самострой». И лишь неприметный поворот ведет к церкви.

Это величественное строение в конце роскошной липовой аллеи возвышается здесь во всей своей красе. Строительные леса почти сняты, а купола сияют золотом. Даже соседствующий с церковью блочный жилой дом — «классика» массовой застройки 1980-х — не портит вид. Здесь же сохранились и одноэтажные постройки начала ХХ века — довольно-таки симпатичные.

Здание храма возведено в 1903 году, на его территории находился известный в Москве «Бахрушинский приют» — учебное заведение для сирот. Они тут и жили, и получали рабочую специальность.

— Место это называлось Сокольничья роща, — рассказывает старожил с пятидесятилетним стажем Василий Петров.— Мне еще бабушка рассказывала, что тут был очень большой парк, сосны росли... А потом их спилили — расширяли железную дорогу, вот только липы и остались.

В храме нас встречает прораб Иван Ярема и сразу ведет на колокольню. Объясняет, что колокола были заботливо укрыты пленкой, поскольку тут идет ремонт — красятся стены и потолки.

— Вот и все устройство: 14 приводов электронных да стальные тросы, которые приводят в движение языки колоколов, — говорит Иван. Его младший брат, протоиерей Ростислав Ярема, исполняет обязанности настоятеля храма. Оба они родом с Западной Украины.

Все 13 колоколов храма Живоначальной Троицы были отлиты на московском заводе.

— Вот этот, — указывает Ростислав Ярема на самый большой колокол, — весит 1280 килограммов. Вот тот — 700... Далее — по убывающей: 250 килограммов, 140, 124, 80, 56, 28, 18, 12, 8 и 6. Наконец, самый маленький весит 4 килограмма!

У каждого — свой привод, и только у самого большого их два, так как очень он тяжелый. Как рассказал Ростислав Ярема, компьютерщики установили программу «Электронный звонарь». Такая идея — автоматизировать звонницу — пришла в голову именно исполняющему обязанности настоятеля храма протоиерею Ростиславу Яреме.

— Это очень удобно, — поясняет он. — Я могу находиться в любом месте Москвы или мира и по телефону управлять звоном! Особую благодарность за участие в проекте выражаю Николаю Покрамовичу — звонарю храма Спасо-Преображения в Тярлеве.

Но дальнейшей автоматизации в храме не будет. Все останется по-прежнему, как и положено в церкви. Свечи будут гореть, церковный хор — петь... А звонить в колокола здесь будут и вручную — программу «Электронный звонарь» можно отключить.

На самом деле «Электронный звонарь» — мера вынужденная.

— Раньше было очень много звонарей, а сейчас выбирать почти не из кого. Конечно, самый лучший звон— настоящий, когда он исполняется человеком. Но если нет никакого звонаря, то лучше электронный, чем в случае, если его не будет, — пояснил «ВМ» священник Виталий Попов. — Напомню, что в некоторых странах и в храмах других конфессий можно опустить монетку в специальное устройство, и вместо свечки зажигается маленькая электрическая лампочка. У нас по-прежнему будут настоящие свечи с живым огнем, и никаких лампочек не планируется. А программа «Электронный звонарь» существует и с «ручным» приводом, так что обе эти системы совместимы друг с другом. Пока это хорошее подспорье для нас. В России более 40 тысяч храмов, и звонарей в них не хватает.

Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков сообщил, что технология «Электронный звонарь» распространена в православных церквях не только в России, но и в Греции.

— Это нормальная практика, особенно в регионах, где нет возможности содержать звонаря, — подтвердил он слова Виталия Попова. Николай Дроздихин, руководитель Московской школы звонарей, и Игорь Коновалов, руководитель службы колокольных звонов храма Христа Спасителя, уверены, что «Электронный звонарь» не сможет заменить человека: колокольный звон не просто звук, его функция — еще и проповедь.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Всеволод Чаплин, протоиерей, член Общественной палаты союзного государства России и Белоруссии:

— Во многих храмах объективно сложилась такая ситуация, что просто некому звонить на колокольне. Но если есть молодые люди, которым это интересно, то лучше, чтобы звонили они, чтобы звук был живым. Иногда удается убедить их это делать. Скажу больше: это помогает сблизить их друг с другом и с прихожанами храмов. Конечно, такой вариант для нас наиболее приемлемый. Но бывает и так, что звонарь начинает требовать себе немыслимый гонорар за то, что он будет звонить. И вот это еще хуже электронного устройства! Так что я к подобным нововведениям в наших храмах отношусь с пониманием, без страха и суеверия.

КСТАТИ

В памяти «Электронного звонаря» записаны все канонические звоны православной церкви. Также предусмотрено большое количество различных традиционных звонов храмов России. При необходимости оборудование можно настроить таким образом, чтобы совместить как ручное управление звоном, так и электронное.

amp-next-page separator