Теперь между собой в орнитарии, что в Сокольниках, называют его Карат-Колобок / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Возвращение с небес. Как сокол к людям вернулся

Общество
Наша газета не раз рассказывала об уникальном орнитарии, обосновавшемся в парке «Сокольники». Тут содержатся разные птицы, попавшие в беду по тем или иным причинам.

 Немало среди них и пернатых хищников. Ястребы, совы и соколы, подобранные добрыми людьми, становятся пациентами птичьего приюта – тут их лечат и ухаживают за ними. Многие потом выпускаются на волю. Исключение – лишь те, кто уже не может жить в дикой природе без человеческой помощи и опеки. Тогда орнитарий становится их гнездом навсегда.  

Раненый ястреб-тетеревятник из-за любителей пострелять останется в орнитарии навсегда. / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Так случилось и с соколом по кличке Карат. За ним сначала ухаживал, а затем начал и тренировать сотрудник орнитария Олег Суворов-Ларионов. Использовал он методику, известную еще с издревле. Так обучали сокол для охоты наши предки.

Сначала сокола держат на привязи. На лапке крепится мягкий кожаный ремешок, а уже к нему – длинный, пятнадцатиметровый, шнур. Делается это для того, чтобы птица привыкала к напарнику – сокольничему. Да, именно напарнику, а не хозяину. А вот господином в этой связки, по утверждению орнитологов, хищная птица всегда считает себя – человек ей нужен лишь для того, чтобы кормить, холить и лелеять.

...В тот день сокольничий Олег Суворов-Ларионов работал с Каратом, что говорится, без поводка. Сокол мог свободно подниматься в небо. И возвращаться обратно. Но одно дело тренировка сокола в чистом поле, и совсем другое – в городе. Взлетев, птица, скорее всего, растерялась в непривычной обстановке мегаполиса. И заблудилась в нем, как ребенок.

Своими силами отыскать Карата сотрудникам орнитария не удалось. Тогда за помощью через соцсети обратились к жителям микрорайона. Объяснили людям, что птица ручная, что не боится человека и может даже спланировать на руку, если заметит на ней кожаную перчатка. А то, что сокол этот не дикий, укажет номерное кольцо на лапке. Это своеобразный соколиный паспорт, в котором указано место рождения птицы, кому она принадлежит, и даже номер телефона, по которому следует обратиться. 

Одно дело - тренировка сокола в чистом поле, и совсем другое - в городе / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Уже на следующий день в орнитарии раздался долгожданный звонок. Один из местных жителей с грустью в голосе сообщил, что беглец залетел к нему сначала на балкон, потом и в квартиру. Но не готовый к такому визиту, хозяин растерялся, а когда решил поймать птицу – только спугнул. Вот сокол и упорхнул через открытый балкон.

Следующий свой визит Карат нанес даме – тоже неопытной в ловле хищных птиц. Увидев ремешки на соколиных лапках, сердобольная женщина решила бедняжку от них избавить. Взяла и срезала их – чтоб не мешали! А после выпустила сокола на свободу. Только потом с сожалением она узнала, что в гостях у нее побывал ручной Карат.

– Еще через день нам позвонил человек, назвавшийся Шафкадом Каримовым, – рассказывает тренер сокола Олег Суворов-Ларионов. – И сказал, что птица, которую мы ищем, находится у него. Сидит себе на балконе и просит есть. По кольцу на лапке он понял, что птица – дрессированная, вот потому и позвонил нам. Добавил, что уже покормил сокола с рук сырым мясом и дал воды. Обрадовавшись, мы помчались на Окружной проезд, в дом 34, корпус 4 – к Шафкаду. И долго благодарили.

Потерявшийся сокол отсутствовал около недели / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Вот так закончились приключения сокола Карата. Теперь между собой в орнитарии, что в Сокольниках, называют его Карат-Колобок. От всех он ушел, а домой все же вернулся.

amp-next-page separator