Спортивный праздник столичной полиции в «Лужниках» / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Эксперт рассказал, почему не получится поставить «жучки» на все оружие

Общество

МВД предлагает оснастить все оружие в России датчиками опознавания и движения ради ограничения преступности. Насколько реальна такая мера, выяснила «Вечерка».

Инициатива поступила от представителей НПО МВД «Специальная техника и связь» (СТиС). По словам старшего научного сотрудника объединения Андрея Цуканова, вопрос изучался с помощью «теоретического анализа и методом сопоставления с уже функционирующими системами». За прообраз датчиков были взяты системы слежения за перемещениями осужденных на домашний арест – знаменитые GPS-браслеты и датчики позиционирования, устанавливаемые на автомобили. В результате, как считает Цуканов, сделан вывод о теоретической возможности внедрения спутниковой навигации в процесс отслеживания легального оружия.

Датчики планируется встраивать в приклады длинноствольного и непосредственно в конструкцию короткоствольного оружия еще на этапе заводского производства. Выпущенные ранее «стволы» будут оснащаться датчиками, когда владельцы станут предъявлять их при продлении лицензии. Предполагается, что стоимость одного датчика будет равна цене самого дешевого мобильного телефона.

Полицейские считают, что подобные устройства позволят предотвращать инциденты со стрельбой в местах массового скопления людей. Сигнал о приближении «ствола» к потенциально опасным объектам: школам, местам проведения митингов и так далее – будет поступать на компьютеры ближайших отделений полиции, и правоохранители смогут вовремя задержать человека с оружием для выяснения обстоятельств.

У сенатора есть оружие с выгравированными на нем инициалами Клинцевича / Фото: Сара Зицерман

Однако эксперты в сфере безопасности и оружия говорят, что даже внедрение датчиков позиционирования не устранит опасности криминала. Так, множество офисов с большими коллективами людей находятся буквально на каждой улице современных городов. Любой человек, даже законопослушный, просто перевозящий свое оружие из пункта А в пункт Б, неминуемо будет двигаться мимо скоплений людей: магазинов, станций общественного транспорта, учебных заведений и офисных центров. Как отличить законопослушного владельца оружия от потенциального «стрелка», в предложении МВД вариантов нет. А задерживать каждого человека, перевозящего свое законное оружие, в каждой поездке – нереально, и кроме социального напряжения в обществе ничего не даст.

– Вот представьте, я как законопослушный гражданин собираюсь в свой выходной съездить в тир и пострелять в свое удовольствие по мишеням, – поясняет эксперт по оружию Николай Меркулов. – Я беру с собой свое оружие со всеми документами, но чтобы добраться до тира, мне надо проехать мимо десятка офисных зданий, двух школ и большого рынка. Сколько раз меня посчитают потенциальным террористом? Я езжу в тир в среднем пару раз в неделю, и таких, как я, приличное количество. А тех, кто ездит в тир хотя бы раз в месяц, еще больше. Представляете, сколько патрулей полиции будут отвлекаться на напрасные проверки законопослушных людей? И ведь самое главное – датчики слежения в оружии никак не помешают настоящему преступнику сделать вид, что он просто перевозит оружие, а затем зайти в любое здание с людьми на любой улице. Тут надо не датчики ставить, а улучшать объектовую охрану конкретных зданий и территорий.

Есть в предложении МВД и еще одно слабое место, считает эксперт.

– Многие люди сейчас покупают дорогое и даже коллекционное оружие за границей, – говорит Меркулов. – Как решить вопрос с датчиками для оружия из страны, где производители не заморачиваются на предложения российского МВД? Тем более если это коллекционное оружие: любое вмешательство в конструкцию будет означать порчу коллекционного экземпляра, ведь он ценится именно в том виде, в котором приобретен. И если человек купил за сто тысяч евро редкое ружье или пистолет, то установка в него датчика моментально обрушит его стоимость до цены металлолома с куском фанерки. Будет ли МВД возмещать убытки владельцу?

amp-next-page separator