Агафон – гонит леших вон / кадр из мультфильма «Уважаемый леший»

То ли кошка, то ли собака: как выглядит домовой

Общество
Бывало такое? Сидишь дома один - и тут ни с того ни с сего "Бах-ба-бах!" - на кухне загрохотала посуда. Сердце - в пятках, на кухне - никого. "Домовой шалит", - скажет бабушка и посоветует поставить под батарею овсяную кашу, а то и рюмку водки. Вроде бы и суеверия, но с блюдцем молока в углу как-то спокойней. Существуют ли на самом деле домовые, добрые они или злые, и нужно ли с ними дружить, "ВМ" разбиралась с заведующим Лабораторией теоретической фольклористики РАНХиГС, доцентом Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ Никитой Петровым.

Считается, что домовой - дух хозяина дома, в котором живет человек. Он охраняет жилище от непрошенных гостей и следит за порядком.

- Домовой - персонаж довольно древний, - говорит фольклорист Никита Петров. - Скорее всего, он возник в тот момент, когда у человека появилось нормальное жилье.

Известно, что домовой космат и может принимать разные облики. В одних русских селеньях уверяли, что домовой выглядит, как человек, в других - как животное.

- Чаще всего, он являлся людям в виде кошки или собаки, - рассказывает Петров. - Иногда в виде дикого животного. Например, ласки, которая, по поверьям, завивала косички у коров и лошадей. Правда, только в том случае, если они пришлись домовому по нраву. В противном случае он изводил и мучил скотину.

В древней мифологии домовой - не только хозяин, но и предвестник событий. Считалось, что он приходил к человеку, чтобы его о чем-то предупредить.

- Есть одно очень распространенное поверье, - продолжает Никита Петров. - Когда ночью человек, засыпая или только проснувшись, вдруг осознает, что не может пошевелить ни рукой, ни ногой, говорят, что это на него домовой навалился и теперь давит его, душит. В такой момент, согласно поверью, нужно спросить: "К добру или к худу?". Что человек в ответ услышит, такой весть и будет.

Особенно популярны были истории о полтергейстах и барабашках, любивших погреметь посудой / кадр из мультфильма «Уважаемый леший»

В науке состояние, когда человек в полудреме не чувствует свое тело, называют сонный паралич. Длится он всего пару минут, но и этого достаточно, чтобы испытать настоящий ужас. В такие моменты легко поверить в существование домового. Древний дух вроде бы и душит, и предупреждает...  Так он добрый или злой? Как говорит фольклорист, однозначного ответа нет.

- Если представить, что есть некая карта, на которой зафиксированы все места, где всплывали рассказы о домовых, то мы увидим довольно любопытную картину. На северо-западе и северо-востоке России он, скорее, добрый помощник, который предупреждает людей о несчастьях и ухаживает за скотиной, - делится знаниями Петров. - А ближе к югу, к Полесью, это уже проказник, который делает все во вред, на зло хозяину. Здесь домовой, как правило, являлся людям в облике змеи.

К слову, вера в домового живет и в наши дни. Причем не только в деревнях, где, отправляясь покупать лошадь, люди, на всякий случай, угощают мифическое существо молоком, но и в больших городах.

- Все дело в нашей психологии, - поясняет Никита Петров. - Любое явление нам обязательно надо как-то объяснить. Поэтому услышав непонятные звуки за холодильником, мы легко приписываем их домовому и, чтобы он успокоился, с радостью угощаем его конфетами или кашей.

По словам фольклориста, в основе современного суеверия лежит не только "наша коллективная память", но и байки, которыми пестрила пресса в 1990-х годах. Особенно популярны были истории о полтергейстах и барабашках, любивших погреметь посудой. Сейчас суеверия подпитывает интернет - сборник "правдивых" историй о встрече с потусторонними силами.

- Интересно, что массмедиа довели до "совершенства" и сам образ фольклорного персонажа, - добавляет Петров. - Фильмы, мультфильмы, реклама и прочий маркетинг убедили нас, что домовой выглядит как маленький лохматый старичок в зипуне или в тулупе.

Что ж, сказки сказками, но иногда так хочется, чтобы кто-то помог тебе навести в квартире порядок. И пусть это будет хоть сам домовой.

amp-next-page separator