Новая Коммунарская линия будет протяженностью 22 километра / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Сжатый воздух решил проблему строителей Московского метрополитена

Общество
Строительство метро — сложная задача. И одна из главных помех для проходчиков тоннелей — вода. Однако и ее удается преодолеть.

Если при строительстве тоннель метрополитена упирается в плывуны — смесь воды, песка и грязи, это создает угрозу затопления. С такой проблемой столкнулись и строители первой очереди московского метро. Для борьбы с затоплениями решили применить кессоны — конструкции, которые успешно использовались при строительстве мостов или подъеме затонувших кораблей.

— Слово «кессон» происходит от французского caisson, что значит «ящик». Этим термином обозначается герметичная конструкция, которая за счет создания внутри нее избыточного давления воздуха предотвращает доступ воды. При проходке тоннелей внутрь нагнетали воздух, который «отжимал» воду из окружающих грунтов , — рассказал историк инженерии Сергей Морозов.

До и после работы в среде повышенного давления метростроевцы проходили шлюзование в специальных герметичных камерах, как это делают водолазы. Такая процедура необходима, чтобы избежать последствий влияния резких перепадов давления на организм — кессонной болезни. Поэтому для работы в тоннеле под давлением выбирали самых крепких и здоровых метростроевцев.

На строительство метро приезжало много молодых людей со всей страны, большинство из которых с новинками техники познакомились только в столице. Опытные рабочие шутили над молодыми, рассказывая, что кессон — это такой страшный «зверь», что он него выпадают волосы и слепнут глаза.

Работы под повышенным давлением, кроме всего, повышали возможность возгораний. Впоследствии угрозу пожара научились устранять.

Существует также технология так называемых кессонтоннелей. Она заключается в том, что изготовленные на поверхности железобетонные участки тоннелей при помощи сжатого воздуха вдавливают в грунт. Этот способ был использован при строительстве участков от «Комсомольской» до «Красных ворот» и от «Павелецкой» до «Автозаводской».

При строительстве метро в других городах тоже широко применялся кессонный метод. Однако проходчикам порой приходилось сталкиваться с неожиданными проблемами. Например, при строительстве бакинского метрополитена оказалось, что дворы старого города изрыты колодцами, которые не указаны ни на одной карте. Постоянно приходилось сталкиваться с утечками воздуха. Решить эту проблему было невозможно. Пришлось терпеть и каждый раз латать дыры.

СПРАВКА

Линии метро пересекают Москву-реку 16 раз: 4 — по мосту и 12 — под рекой. Через Яузу метро проходит в семи местах: 2 — по мосту и 5 раз под рекой. Один раз метро проходит под Каналом имени Москвы.

amp-next-page separator