Столичный архитектор Олег Карлсон построил самое длинное здание в Европе / Фото: Cергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Один день с Карлсоном. Корреспондент «ВМ» поработал со столичным архитектором

Общество

Чем сегодня живет свободный, независимый архитектор? Корреспондент «Вечерней Москвы» провел один рабочий день со столичным архитектором Олегом Карлсоном.

Это миф, что люди творческие встают в полдень. Уже в 08:00 Олег Карлсон выезжает на объект — в частный дом в Новой Москве. И пока мы туда едем, в машине он успевает решить немало вопросов, касающихся стройматериалов, нового проекта и строительства здания театра. Насколько я понимаю, последнее — из ряда его увлечений. 

Это потом Карлсон мне объяснит, что ситуация-то типичная, когда из меньшего хотят сделать побольше / Фото: Cергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Вот мы и на месте. Олег — автор проекта небольшого коттеджа. Заметив архитектора, рабочие тут же выстраиваются по стойке смирно. А вот заказчик… Уличив удобный момент, он отзывает меня в сторону и просит убедить Олега, «что вот на этой стене нужно сделать еще два окна…». Похоже, он принял меня за одного из ассистентов Олега.

Тут в разговор вступает жена заказчика. Ласково, почти по-матерински, она пытается мне внушить, что окна тут совсем НЕ нужны. И муж ее не прав, «уж простите его…»

Выдержать эту атаку с двух флангов, признаться, нелегко. Но тут я замечаю, что со второго этажа недостроенного дома за нами давно наблюдает Олег. 

— Ну что, так к консенсусу и не пришли? — улыбается в усы архитектор. — Ведь я же говорил, что стена эта — несущая и окошек тут не будет! — благожелательно, но твердо резюмирует он.

Как два провинившихся школьника, супруги затихают и во время дальнейшей нашей инспекции послушно следуют за нами. Стройка небольшая, а потому инспекция работ заняла у нас не более получаса.

Только на обратной дороге решаюсь спросить Олега: часто ли клиенты влияют на его решение?— У меня всегда есть выбор, — не отрывая взгляд от дороги, говорит он. — Если что-то идет не так, я от проекта отказываюсь. Мне так проще... А хочешь, расскажу одну историю, как раз о заказчике и архитекторе? — предлагает он.

Итак, где-то далеко решил один большой начальник дом себе построить. Нанял архитектора, чтобы тот все придумал. Построили. Но тут начальник  решил, что раз он такой большой, то архитектору и платить не нужно. Последовала шумной ссора. Но в суд архитектор обращаться не стал, решил ответить иначе. Так, через год, когда ему заказали проект общественного туалета, он построил его точной копией дома начальника, о чем сразу стало известно в округе. Начальник был посрамлен. И дом пришлось переделывать.

Актер и режиссер Илья Ромашка - главный заказчик театра / Фото: Cергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

За разговором подъезжаем к помпезному ресторану в центре Москвы, тут у Олега должна быть встреча по поводу нового проекта. Суть обсуждения такова: заказчик купил квартиру в старом доме, надо ее переделать. Олег заказывает себе только кофе.

Слушая разговор этих двух деловых людей, я не понимаю: ну как можно из двухкомнатной квартиры сделать шестикомнатную? На экране ноутбука на столе перед Олегом вижу лишь ободранные стены старой коммуналки с провисшими проводами.

— Это вопрос времени и средств, — говорит архитектор. — Площадь квартиры позволяет. Сколько у вас, — обращается он к заказчику, — 90 квадратов? Думаю, что возьмусь.

Это потом Карлсон мне объяснит, что ситуация-то типичная, когда из меньшего хотят сделать побольше. А сейчас в глазах архитектора азарт, и через минуту-другую он уже протягивает собеседнику свежий набросок проекта. Шести комнат тут я не насчитал, но четыре, говорит Олег, выйдут точно.

Нашу встречу прерывает звонок. Прораб с одной из строек сообщает Карлсону, что у них пожар! Надо срочно ехать.

Вежливо извинившись и не допив кофе, мчимся на место. Только на половине пути узнаем от того же прораба, что паника ложная, рабочие разожгли костер, чтобы погреться и приготовить еду.

— Я много лет работал с молдаванами, — как бы отвечая на мой неозвученный вопрос, рассказывает Олег. — Прекрасные спецы, умницы. Но когда визовая политика Молдовы поменялась, молдавские строители осели в Италии. Для них в Евросоюзе зажегся «зеленый свет» , и получают они там в два раза больше. Вот теперь каждый раз приходится искать новых рабочих. Потому и случаются такие вещи, как этот «пожар».

Теперь мы едем на улицу Казакова, где Олег Карлсон руководит строительством нового здания театра. Там его уже ждет прораб Андрей, и после короткого приветствия они полностью погружаются в рабочий процесс, совершенно забыв обо мне. 

Мы находимся в полуподвальном этаже дома 1913 года постройки.

— Раньше тут находилась депо, — рассказывает мне Олег. — Во время ремонта мы наши тут даже старые рельсы. А когда снимали штукатурку, то обнаружили и замурованные комнаты. В одной из них когда-то находилась мастерская, где делали таблички для поездов.

Через полчаса встречаем на объекте гостей: главного заказчика, актера и режиссера Илью  Ромашко, с помощницей. В здании уже снесены многочисленные перегородки, образовалось  приличное помещение с колоннами образца 1900-х. Стены тут по проекту останутся кирпичными — старая кладка уже очищена от слоев штукатурки и грязи. Пока все здесь напоминает поле после битвы...

Это потом Карлсон мне объяснит, что ситуация-то типичная, когда из меньшего хотят сделать побольше / Фото: Cергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Илья Ромашко и Олег Карлсон вносят коррективы, а я с удовольствием наблюдаю, как беспрекословно слушаются их рабочие. К слову, им платят в конце каждого рабочего дня. А вот Олег не получает ничего — работает в благотворительных целях.

— Театру надо помогать, — говорит он. — А знаешь, ведь я построил самое длинное здание в Европе, — интригует Олег. — В 400 метров. Было это в 1982-м. Громадный такой засекреченный цех. Архитекторам тогда не разрешали выбирать, что строить, и потому, когда СССР пал, я с радостью стал независимым.

…Вместе с Карлсоном и Ромашко лазаем по крышам. Помощница режиссера нет-нет да и пошутит по поводу смешной фамилии Олега.

— Был бы пропеллер, — улыбается она, — не пришлось бы карабкаться по приставным лестницам.

Это здание, где сейчас идет ремонт, перестраивалось уже не раз. В нем спрятаны и замурованные дымоходы, и лестницы, упирающиеся в стену, и потайные комнаты… Вот нас уже и зовут, вроде нашли еще одну. В предвкушении ее увидеть спешим вниз. Но нас тут ждет разочарование: за стеной, которую возвели здесь лет сорок назад, обнаруживаем лишь мусор: полуистлевшую спецовку и обрывки газет 1977 года. Видимо, тогдашним рабочим был недосуг собрать и выбросить весь этот хлам, вот и замуровали его для потомков. 

Неожиданно вспоминаем, что за день, кроме чашки кофе, мы ничего не ели. В путаных тропинках между домами Олег выводит к заветной двери. Тут находится какая-то китайская забегаловка.  Входим, заказываем еду. Ну, наконец-то…

У Олега настойчиво поет телефон. На часах — 20:00. День пролетел незаметно. Карлсон сейчас вернется в мастерскую, к проекту, а у меня силы на исходе. Домой! Завтра — рабочий день.

amp-next-page separator