Поймать волну: как Африка задала новый вектор для бизнесменов из Москвы
Помочь начинающим
Во вторник, 4 декабря, в Хельсинки открылась крупнейшая конференция стартапов Северной Европы, России и Балтии – SLUSH 2018. Москву представляют 17 технологичных стартапов.
Столичные компании выступают под единым брендом «Сделано в Москве». Заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина отметила важность поддержки начинающих экспортеров со стороны городских властей.
- Мы готовы помогать им на всех этапах становления бизнеса, - подчеркнула вице-мэр. - Выставка в Хельсинки – хорошее подспорье и площадка для презентации перспективных идей. Тем более Финляндия – крупный потребитель столичных товаров и разработок. За первые девять месяцев 2018 года объем высокотехнологичного экспорта московских компаний в эту страну достиг почти 50 миллионов долларов.
Найти новые рынки, оформить правильно ряд документов уже больше года предпринимателям помогает Московский экспортный центр, который выступает в качестве «единого окна» для столичных экспортеров. На его базе для экспортеров предусмотрены субсидии части расходов, организованы консультационные услуги, оказывается поддержка в организации выставочной деятельности. В рамках программы «Сделано в Москве», правительство Москвы полностью финансирует все затраты столичных компаний на участие в российских и в зарубежных мероприятиях, а также организует деловые встречи с закупщиками, инвесторами и международными партнерами.
- Всего в рамках программы проведено 20 выставочных мероприятий, сумма заключенных контрактов превышает 736 миллионов рублей, - сообщил глава Департамента предпринимательства и инновационного развития города Алексей Фурсин.А уже 10 декабря состоится ключевое событие по внешнеэкономической деятельности – конференция «ВЭД 2.0». На одной площадке будут объедены ведущие экспортеры столицы и эксперты. Ожидается, что конференцию посетят более трех тысяч человек из 20 стран. В частности, приедут представители международных ассоциаций и торгово-промышленных объединений из Китая, Италии, Германии, Франции, Нидерландов, Турции, Польши, Финляндии, Южной Кореи, Японии, Индонезии, Вьетнама, ОАЭ. Конференция организована правительством столицы на базе Московского экспортного центра.
«ВМ» рассказывает о тех, кто решился в последнее время освоить внутренние и внешние рынки.
Первые шаги на рынке
Информационные киоски, онлайн-кассы, платежные терминалы, кассовые аппараты и паркоматы - вот неполный список того, чем известен «Ярус ЛТД» на российском и зарубежном рынках. Сейчас платежные решения YARUS широко используются в Италии, Польше, Чехии, Латвии, Литве, Белоруссии, Казахстане, ОАЭ, Нигерии и Панаме.
Первые шаги на зарубежные рынки, компания сделала в направлении стран СНГ.
- В этих странах системы оплаты банковскими картами развиваются медленнее, чем в России, – рассказывает глава компании Алексей Филиппов. – В течение короткого времени мы нашли ключевых партнеров в Беларуси, Казахстане и Туркменистане. Мы попали в волну, когда в ближнем зарубежье стали очень востребованы решения для приема банковских карт в магазинах, в службах курьерской доставке, в автоматах самообслуживания, в билетных системах.
Когда пришло понимание, что продаж на российском рынке и в странах-соседях для стабильного финансового положения недостаточно, у команды возникла идея освоить новые рынки.
- Мы хотели понять, что востребовано в других странах, а что не найдет своего потребителя. На начальном этапе мы собирали информацию, подходили к успешным экспортерам, узнавали, как они находят клиентов, как осуществляют сервисную поддержку. Кстати, тогда мы впервые узнали про программу «Сделано в Москве». Проанализировав этот опыт, мы стали действовать более прицельно, - рассказал Филиппов.
И, судя по всему, не прогадали. В 2017 году по программе поддержки экспортно ориентированных компаний «Сделано в Москве», которую развивает Департамент предпринимательства и инвестиционного развития столицы и Московский экспортный центр (МЭЦ), компания стала участником международной выставки «Hannover Messe».
- По итогам Ганновера мы вышли на рынки Латвии, Балтии и Польши со своим решением по оплате проезда в такси. Всего на выставке мы заключили 3 экспортных контракта, общая сумма которых составила более 25,7 миллиона рублей, – с гордостью говорит Филиппов.
В этом году Yarus стал участником крупнейшей выставки последних достижений в области информационных и коммуникационных технологий и электроники на Ближнем Востоке «Gitex». В Дубае столичной компании удалось найти партнеров из ОАЭ и заключить контракт на поставку автоматов по продаже билетов, терминалов оплаты услуг сотовой связи и навигационных киосков.Африка как двигатель прогресса.
- Ближневосточные выставки помогли нам найти клиентов еще и в Африке, – продолжает Филиппов. – Сейчас это довольно активно развивающийся континент. В Нигерии нашим клиентом стал оператор сотовой связи, а в Замбии - банк, который закупает у нас различные терминалы для оплаты услуг населения и для приема банковских карт.
Как ни странно, поставки в африканские страны дали новый импульс развитию компании, сместив акценты в пользу биометрической идентификации данных.
- В России мы никогда особо не интересовались различными биометрическими решениями. Но благодаря африканским странам, где людям сложно запомнить цифры ПИН-кода и где чаще используется отпечаток пальца, мы развили эту технологию, - продолжает он.
А в 2018 году технологические решения, основанные на биометрической системе, оказались востребованными и в России. Уже сейчас на сайте Центробанка России можно ознакомиться с картой пунктов сдачи биометрических данных для получения различных банковских финансовых услуг.
С Латинской Америкой ухо надо держать востро
Самый запоминающийся случай в экспортной практике произошел именно с потребителями из латиноамериканских стран, где расчетные счета состоят из большего количества цифр, чем в других странах, в том числе и в России.По словам Алексея Филиппова, сделка состоялась, стороны обо всем договорились, все документы подписали, были загружены два контейнера и ждали отправки…
Наша продукция простояла неделю, пока покупатели из Латинской Америки пытались провести платежи, думая, куда еще добавить цифры, – смеется он. – Они то добавляли их в начало, то в конец, и опять деньги висели, возвращались. Вся неделя прошла на телефоне. В общем, с Латинской Америкой ухо надо держать востро».
Если вас не «взломают»
Конечно, путь выхода на экспортные рынки легким не назовешь, а самые большие сложности экспортера связаны прежде всего с различными таможенными и налоговыми оформлениями.
- Серьезным барьером может стать, например, НДС, – рассуждает собеседник издания. – Все иностранные клиенты хотят покупать продукцию без налога на добавленную стоимость, ну а нам потом приходится каким-то образом возмещать этот недополученный НДС.
Еще одна сложность на этапе «входа» на новые рынки – языковой барьер. Нужно быть готовым к тому, что штат сотрудников придется дополнить кадрами, владеющими иностранными языками.