Как не попасть под сокращение в 2019 году: три совета от психолога
Почти четверть российских работодателей (23 процента) планируют с начала следующего года сократить штат сотрудников. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на исследование, проведенное порталом Rabota.ru.
Больше всего в результате увольнений пострадают работники сфер «медиа и маркетинг» и «продукты питания». При этом меньше всего сокращений придется на компании, оказывающие услуги для бизнеса. А чуть меньше 18 процентов работодателей в России, наоборот, рассчитывают расширить штат. Среди них, в основном компании, оказывающие услуги для бизнеса и IT-компании, во многом из-за открытия новых направлений деятельности.
Сокращение штата — зачастую самый простой прием, чтобы снизить расходы на персонал и убрать неугодных сотрудников. «ВМ» выяснила, что можно сделать, чтобы не попасть под сокращение в новом году.
1. Стоит обратить внимание на то, что сокращение штата — это вполне законный и относительно безболезненный для работодателя повод расторжения трудового договора, предусмотренный пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. И работник, который попадает под сокращение, уже ничего не может противопоставить своему начальству.
ВАЖНО
Существуют так называемые «несокращаемые» работники. К ним относятся матери с детьми до трех лет, а также сотрудники, которые воспитывают ребенка до 14 лет в одиночку. В случае, если ребенок — инвалид, возраст увеличивается до 18 лет. Также под сокращение не попадают сотрудники, у которых многодетные семьи с тремя и более детьми. Кроме того, сократить работника невозможно, пока он находится в отпуске или на больничном.
2. При отборе сотрудников под сокращение работодатель, как правило, обращает внимание на качество их труда. При выборе из двух сотрудников, занимающих одну и ту же должность, начальство все же предпочтет оставить того, кто справляется со своими обязанностями более эффективно.
ВАЖНО
Если оба работника находятся приблизительно на одном профессиональном уровне, приоритет остается за теми, кто является единственным кормильцем в семье или имеет как минимум двоих людей на иждивении. Кроме того, определенные привилегии имеют работники с инвалидностью, если травму они получили именно на этом предприятии, а также инвалиды боевых действий.
3. Законодательство требует, чтобы работодатель оставлял сотрудников с большей производительностью и/или квалификацией. Это значит, что чем больше ваш опыт, чем эффективнее вы работаете, тем выше у вас шансы сохранить свое рабочее место.
Если вам кажется, что вы оказались в зоне риска, избежать сокращения можно, прибегнув к небольшим психологическим хитростям. О них нам рассказала психолог Дарья Чунина.
1. Перед возможными сокращениями лучше всего показать начальству свою необычайно высокую трудоспособность.
— Сейчас самое главное — работать и ни на что не отвлекаться во время своего трудодня. Лучше, конечно, чтобы начальник видел, как усердно вы выполняете свои обязанности. Задерживайтесь после шести, помогайте коллегам, берите работу на дом. Работодатели любят, когда у них есть сотрудники, готовые за те же деньги выполнять больший объем, — утверждает психолог.
2. Не стоит пока говорить о повышении зарплаты или выплате премиальных, брать отпуск или уходить на длительный больничный при малейшем недомогании.
— Сейчас для вас самое главное — как можно яснее дать понять начальству, насколько вы полезны компании. Поэтому по возможности сократите количество перекуров и бесцельных разговоров у кулера, не сидите в соцсетях во время рабочего дня, — рассказала Чунина.
3. Показать свою эффективность можно демонстративным выставлением на показ любых своих успехов на службе, пускай даже и самых небольших.
— В некоторый моментах лучше все же проявлять скромность. Не стоит хвастаться коллегам или в социальных сетях о том, как хорошо вы провели отпуск на Бали или в Бельгии, купили себе норковую шубу или дорогущий кухонный гарнитур. Все дело в том, что вашему работодателю будет гораздо проще расстаться с подчиненным, который буквально купается в роскоши, — сказала Чунина.